12 лет рабстваМожно провести аналогию с вышедшим год назад фильмом, который также как и «Отрочество» был одним из главных претендентов на основные награды премий «Оскар» и «Золотой глобус». И дело даже не столько в том, что режиссер Ричард Линклейтер снимал свое детище на протяжении 12 лет (ведь съемочный процесс составил всего лишь 45 дней), а в том, что основные составляющие успеха (крепкая драматическая составляющая, игра актеров второго плана) идентичны у обеих кинолент. Но если Стив Маккуин ("12 лет рабства») показывает временной промежуток середины XIX века, то Линклейтер взял наиболее близкое нам время, отчего мы наиболее полно можем ассоциировать героев киноленты с собой.
Напрашивается очередное сравнение с другой картиной, поставленной Робертом Земекисом. И если «Форрест Гамп», несмотря на свою глубину, все же более близок старшему поколению, то «Отрочество» объединяет оба, словно монтажер объединяет разрозненные фрагменты в цельное произведение. Здесь будет не только чтение популярной книги о Гарри Поттере, разговоры о Буше, появление новых моделей телефонов, но также и музыка «The Beatles», самые лучшие композиции которых были отобраны лично Итаном Хоуком.
Основная цель картины — понаблюдать за внутренним и внешним взрослением мальчика Мейсона (Эллар Колтрейн) и, следовательно, его окружением. В этом «наблюдении» «Отрочество» наиболее близко к «Шоу Трумана». Если за героем Джима Керри круглосуточно наблюдал весь мир, смотря его по телевидению, то за Мейсоном следил сам Ричард Линклейтер, этакий Кристоф в исполнении Эдда Харриса.
В фильме отсутствует центральный конфликт, есть просто история обычной среднестатистической семьи. Поэтому Линклейтер не акцентирует внимание на чем-то конкретном, для него бытовые вещи имеют наибольшую ценность, взаимоотношения людей наибольший интерес, а жизнь, в ее рутинной, обыденной составляющей, наивысшую красоту. Своим простым ритмом незамысловатого повествования режиссер словно расправляет крылья воображения для того, чтобы спикировать и возвратить нас на землю.