Торжество Анастейши Грей, или Самый вялоэротический недодетектив XXI векаВ своё время экранизация первой части 'Пятидесяти оттенков' наделала шуму не меньше, чем выход в свет самих книг. Любителям 'остренького' было жутко интересно проникнуть в мир БДСМ и переспать с больным на голову миллиардером. На что Эрика Леонард Джеймс, автор франшизы, заручившись поддержкой горе-кинематографистов, показала жирный кукиш, превратив манящую, жаркую, спорную 'удочку' в обычную бабскую мелодраму о том, как из гадкого утёнка превратиться в королеву, а заодно и приручить властного, холёного короля.
Прежде всего, конечно, стоит напомнить, что у фильма - свой негласный жанр. Называется он '
выжимка бестселлера'. Экранизации бывают разными: одни режиссёры кардинально меняют сюжет, оставляя идею; другие пытаются пересказать историю своими словами; третьим достаточно убрать парочку ненужных линий и почти покадрово воспроизвести произошедшее. У Джеймса Фоули в очередной раз получилось попасть в третью категорию. Преимущество данного подхода в том, что жутко унылая, безбожно затянутая, до ужаса сентиментальная проза Эрики Джеймс превратилась в набор рекламных картинок, воспринимать которые можно либо со скукой, либо со смехом, но хотя бы без желания перерезать вены.
В 'Оттенках свободы' мы вступаем в ту долгожданную стадию, что называется '
становлением современной женщины'. Анастейша Стил, - простите, теперь Грей, - умудрилась за достаточно короткое время превратить своего доминанта в тряпку и, естественно, исключительно ценой своего очарования, исключительно благодаря своенравному характеру, исключительно без всяких других исключений стать Леди Босс, способной справиться с любой патовой ситуацией. Какая молодец! Теперь молодожёнам предстоит столкнуться лицом к лицу с совершенно банальными семейными проблемами, а попутно успевать трахаться и спасаться от преследования коварного злодея - Джека Хайда. Причём преследование, местами упирающееся в якобы детектив, нисколько не мешает нашим запуганным овечкам проводить свободное время в своё удовольствие так, словно их жизни ничего не угрожает. Правильно, какой смысл переживать: убьют - и убьют, подумаешь. Выглядит всё это крайне глупо, неловко и неоправданно гламурно, аж до тошноты.
Пресловутому БДСМ уделено не более ДЕСЯТИ процентов хронометража. Впрочем, так было и в книге, но знаете что? Из плохих книг надо делать хорошие фильмы, а не наоборот! Увы, культ секса, ради которого и создавались 'Оттенки', здесь представлен как в журналах а-ля 'Космополитан' - неумелой заметкой на полях. Если мне однажды попадётся человек, который скажет, что он понял суть БДСМ благодаря творчеству Э. Л. Джеймс или последовавшим экранизациям - я рассмеюсь этому человеку прямо в наглую морду. Столь бесполезной презентации популярного сексуального направления просто невозможно найти на всём белом свете. Даже в детских сказках больше БДСМ, чем здесь, поэтому предлагаю вообще закрыть данную тему и вернуться к нашим 'баранам', будь они неладны.
Чуть больше времени отводится картинкам шикарной жизни. И теперь стоит отвесить пощёчину людям, которые не делят кино на мужское и женское. Друзья, чья щека сейчас горит! Да как же тут не делить, если сами создатели подобного шлака намеренно рвут задницу, чтобы кино получилось максимально узконаправленным - утыканным цветочками, усеянным бабочками, увлажнённом томпончиками?! Вот она, очередная имитация Большой Мечты всех представительниц прекрасного пола, стремящихся выскочить замуж 'за бахатого': в первой части мы летали на вертолёте, во второй плавали на пароходе, в третьей объездили весь мир, но при этом никто не сломил наш упёртый дух, не одержал контроля, и пусть пойдёт лесом тот, девочки, кто посмел предположить, что мы с сужеными сходимся из-за денег! Увы, подобной дорогой отправится вся здравомыслящая часть планеты, разглядевшая в зализанных до блеска кадрах явное манипулирование хрупкими девичьими умами.
Но не миллионом единым жив человек: помимо секса и 'бахатства' нас ждёт череда типично женских истерик, пара неожиданных поворотов (на самом деле весьма ожидаемых) и, мать его упаси, пародия на настоящий триллер. Самое обидное в том, что все потенциально интересные сцены, имевшие шанс ворваться в сознание зрителя свободной птицей и поселиться там на несколько счастливых минут, начав за здравие, стремительно падают с высоты на самое дно. Ты, например, наблюдаешь за напряжённой погоней, потом случается нечто ужасное, и... бац! Сразу наступает мир. Ты ждёшь невероятного оргазма главных героев, уже успевших изобразить неистовую страсть, и... бдух! Пара жалобных стонов, монтажная склейка, следующий эпизод. Нас который раз искусно водят за нос, после чего с размаху ударяют по раскатанным губам кирпичом, отчего чувствуешь себя не просто обманутым, но ещё и оскорблённым. Явно не такого эффекта ждёшь от качественной эротики.
Ну и, по традиции, финал. В предыдущих частях он имел право быть открытым, оставлять интригу, может, даже подобие клиффхэнгера; теперь, учитывая, что франшиза закруглилась, для нас не придумали ничего нового, кроме как объявить торжество семьи, любви и верности, превратив кино в рекламу йогурта (правда, не упомянув название марки). Счастье, радость, красота!.. Нет слов. Пойду, что ли, в туалет. Вы наверняка поняли, зачем.
А по итогу... Ура, товарищи! История Анастейши и Кристиана больше не будет нас мучить! Эта суровая бабская сказка благополучно изжила себя, оставив кислое послевкусие, затухающее недоумение и искреннюю радость - от того, что больше не придётся принимать за 'энциклопедию по БДСМ' какую-то невнятную сопливую мелодраму.
Наручники сняты, оковы сорваны, красная комната боли закрыта на реставрацию. Расходимся, мои хорошие, расходимся.
2 из 10