Нам бы возродиться, да только лень. (с)Девочка с собачкой по дороге из серого камня, люди без сердца, мозгов и храбрости, но глупый и добрый Дедушка Мороз.
Сигарев — удивительный режиссёр. Он видит не только страну и положение дел в ней, он чувствует волнения в обществе, а ещё умудряется увидеть множество разных людей, русских до корня головы. Его предыдущие работы изобиловали шоком, драматизмом, диким арт-хаусом (в какой-то степени всё-таки он есть). И вот теперь Валерий как бы говорит: «Упрекали меня в чернухе? Вот вам, пожалуйста, комедия. Но, простите, всё равно чёрная»:)
Добрая и наивная женщина встречает на своём пути раздолбаев-идиотов. Конечно же с собачкой — это же страна О… Нет, страна — эР — Россия. И Элли, ой, то есть, главная героиня — хочет в итоге домой, да вот туфелек-то нет. И то ли ты — идиот, то ли вокруг все такие, то ли все вы — идиоты — непонятно. Элли верит в чудеса и хочет лучшей жизни, работать и быть не в глубинке, но вырывается в итоге из маленькой чёрный дыры в большую, где наркоманы на машине, где мужчины с философским голосом вешают лапшу, где сильные матери тащут на своих плечах взрослых детей, где проститутки в кпз, где гаргулья и ведьма в синем ларьке упиваются в хлам под высокие беседы о смысле жизни. Но Дедушка Мороз всё-таки существует и единственное светлое пятно, которое встаёт на пути Элли к полному аду. Да, неидеальный Дедушка, да — со своими тараканами, но он такой же добрый как ты сама, такой же странный, вобщем — два сапога сорок второго.
Кто начинает морщить лицо от простого благого мата — смело выключайте данную картину ибо его там огромный вагон и маленькая тележка, а вы, к сожалению, ханжа и не хотите меняться. Но, простите, если два, вновь простите, «быдла» будут без мата общаться в течении долгого времени под водочку и пиво — это будет выглядеть нелепо. А здесь, в сигаревском карнавале — всё — «лепо». Персонажи не только не придуманы — они прямо вот срисованы с реально существующих людей. Такие живут буквально по-соседству, такие буквально работают вместе с вами в супер-маркете, да что уж далеко идти — не вы ли это сами?.. И в этом парадокс: люди смеются над идиотизмом идиотов, а ведь по сути — смеются и над собой. Да, да, в это не верится, но в этом что-то есть, возможно, задумка авторов. Люди на экране живут, они существуют в этой самой стране, которую все восхваляют, собирая мелочь по карманам и идя в ларёк за банкой «ягуара». И по ходу картины, когда начинают литься слёзы от откровенных шуток и несметного количество «гэгов» на минуту фильма, тебе становится жалко всех этих людей. Но внезапно ты ощущаешь, что у них всё хорошо! У них действительно всё прекрасно — тебе их жалко, а у них-то ведь всё хорошо: живут, пьют, разлагаются внутри, убивают друг друга снаружи и, чёрт побери, у них всё хо-ро-шо! И вот теперь жалко становится себя. Ты — часть общества. Точно такая же как и они. И они, по сути, не виноваты в том — какие они. А Элли, к слову, где-то и добрее тебя, где-то и наивнее, где-то и честнее, где-то даже лучше…
Отсылки сыплются весь фильм. Параллелей множество. Тут вам и лёгкие выкрики про «победу над цензурой» (запиканных естественно; привет Мизулиной), тут вам и к запрету гомопропаганды посыл (не буду спойлерить, но Милонову пламенный привет), тут вам и к изначальному варианту той самой «Страны Оз» параллелище. И Сигарев очень тонко, умело и в нужное время отменно жонглирует всей этой «оливьешкой» на экране, а юмор льётся рекой, будто был вырезан в прошлых его работах из-за неуместности, но теперь его время настало.
Вымышленная страна «Оз» — будто реальная Россия, из которой очень хочется в итоге выбраться куда-то в вымышленную страну. Но не окажется ли она Россией? И так вот, простите в очередной раз, «штырит» нас и бегаем мы из России в Оз и обратно, из России в Россию. Людей вокруг ругаем в их бесполезности и убогости, а в зеркало посмотреть — так глаза прячутся от стыда. Честность — главное качество, которое изначально есть практически у всех персонажей этой картины. И потому — мат, алкоголь, лёгкий сюрреализм. То, чего у большинства нас нет — есть у всех них. Увы.
Про игру актёров даже говорить не стоит: в очередной раз прекрасная Троянова, безумно харизматичный Куценко, словивший настроение персонажа, рад был увидеть Чурикову с очень сложным героем, но прекрасно обыгранным. Василий Сигарев прям как лакмусовая бумажка: чернуха у него чёрная и до неприличия реалистичная, комедия у него жёсткая и до безумия актуальная и смешная. Называйте это калькой или отражением, суть не меняется: живём мы в сигаревской стране «Оз» и уехать отсюда мы не сможем лишь по той причине (как спел в финале персонаж Гоши Куценко), что нам тупо — лень.
НО не ленитесь посмотреть кино, не ленитесь уловить ниточки, посылы, не кривитесь от всего происходящего и мата, просто посмейтесь, обсудите, окунитесь в эту страну и расширьте границы собственной открытости. И не переживайте за Элли и Тотошку — у них всё будет хорошо. Как в сказке. И в любой стране.
10 из 10