Страна как диагнозВсе киноработы В. Сигарева так или иначе посвящены социальному дну: люмпен-пролетариям, гопникам, шпане, в общем, персонажам песни М. Науменко «Гопники». К этому можно по-разному относиться — видеть в этом территориальное происхождение режиссёра (Нижний Тагил как средоточие пролетариата), личный интерес, потребность обозначить остросоциальные проблемы. И этот, и предыдущие фильмы, безусловно, талантливы; собственно, Сигарев и ещё Звягинцев, на мой взгляд, представляют собой лучшую режиссуру современности, чей язык по оригинальности не отличается от языка Тарковского или Данелия. В то же время этим работам далеко до смысложизненных вопросов, философских обощений, хотя они к ним тяготеют, и уж это точно — диагноз времени.
Сам фильм «Страна Оз» (или «Страна 03») снят в некоей стёбовой манере, с элементами юмора. В духе постмодерна, Л. фон Триера или Гринуэя, здесь большое место уделено т. н. «низовому дискурсу» — фекалиям, половым сношениям, натурализму и т. д., выступающим в то же время именно как дискурс, но не как констатация; здесь вопрос из разряда тонкой грани между литературным и обыденным матом, художественной эротикой и порнографией. Сюжет фильма можно назвать на грани фола: пролетарская девушка (а-ля «Ален Делон говорит по-французски») идёт в Новый год устраиваться на новую работу в киоск, но так и не доходит, по пути попадая то в один, то в другой переплёт, оказываясь и на ледяной горке, и в чужой квартире, и в СИЗО, и на больничной койке. Все персонажи пьют, матерятся, демонстрируют беспросветное дно жизни. В то же время «Страна Оз» не оставляет ощущения тягостности, это именно очень интересный фильм, смотрится быстро, на одном дыхании, в отличие от «Волчка» и «Жить». Фильм ровным счётом не предлагает никаких «рецептов» спасения, выхода, он, как ни странно этически нейтрален, а ненависть, агрессия и бескультурье персонажей воспринимаются как нечто уже данное, находящееся внутри них самих и не вызывающее протеста. Данный ракурс, при всей его спорности, вызывает 2 проблемы: то ли здесь формируется некое представление о том, что в жизни больше ничего нет и не нужно (что не так, и с этим нужно бороться, т. к. это миф — считать, что в России нет интеллигенции, культуры, и всё что показано, характерно для страны в целом), то ли это вызов-проблема, в духе того, что «нужно что-то делать». Последнее следует собственно из цифр 03 — вызов скорой помощи. Отдельно бросается в глаза своеобразный контраст: показаны все блага цивилизации — микроволновки, автомобили, интернет (то, что у героини «нет» интернета — скорее принянутый факт, нежели чем отражение реальности), современные дома, новогодние убранства, — и всё это на фоне абсолютного убожества характеров, нравов, отношений. Возможно, в этом и состоит главный посыл фильма — показать, что решение внешних, материальных проблем не отменяет проблем внутренних.
В любом случае это — интересная, талантливая работа, не оставляющая ощущения бесцельно проведённого времени.