Где-то (рядом) в нашем краюПризёр 26 Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр». Участник 37-ого Московского Международного Кинофестиваля. Картина, открывавшая Московский Фестиваль, на отдельной площадке «Дома Кино». Собственно там мне и удалось познакомиться с этой новогодней комедией. Имея возможность посетить сразу несколько дней фестиваля и посмотреть множество различных картин, хочу отметить невероятный аншлаг на «Стране Оз». Возможно, в нашей стране увеличилось число почитателей отечественного кино, возможно, зрители хотели увидеть своими глазами самого маэстро Никиту Сергеевича Михалкова или же сам факт «открытия» произвёл такой ажиотаж, но во время просмотра люди сидели в проходах, на лестницах и даже перед самим экраном — и это в большом зале «Дома Кино». Думается мне, что большинство гостей фестиваля всё же шли нацеленно на продукт творчества режиссёра Василия Сигарева.
В процессе представления членов съёмочной группы и неполного актёрского состава на сцене большого зала, я всё никак не мог вспомнить «где же я слышал эту фамилию?». Сигарев… Сигарев… — Это же фильм «Жить», это же «Волчок». — «Нет! Он комедию не снимет!» Но когда представили жену режиссёра — актрису Яну Троянову — сомнений быть не могло. Данный творческий семейный дуэт просто так не забудешь.
Я постарался отбросить все мрачные образы, навеянные уже просмотренными ранее фильмами Сигарева, пока слушал шутки продюсера и сценариста по поводу закона «о цензуре вербального звукоряда в кино». (Не исключаю, что именно содержание диалогов и обилие нецензурных выражений способствовали такому интересу в зрительном зале,… хотя некоторые пришли с детьми). Никита Сергеевич изящно отмахнулся от упрёков в свой адрес на счёт закона и, оценив элегантный стиль Софико Кикнавелидзе (продюсера картины), сообщил, что бороться он ни с кем не намерен, а уж тем более с ней — только дружить;)
Я так подробно описываю своё впечатление, так как не имел возможности подготовиться к мероприятию и ничего толком не знал о фильме заранее. Уже первые несколько минут фильма, даже сами титры дали понять, почему так много звучало шуток про закон о цензуре, а на десятой минуте появилось некоторое сомнение на счёт названия фильма, так как правильнее было бы читать не «ОЗ», а «Ноль Три». Скорее звоните в скорую! Сумасшедший дом плачет по этим ребятам!
Не хочется раскрывать и толики сюжета, чтобы не испортить Вашего впечатления от «Страны ОЗ». Если Вас не шокирует повсеместный мат и «жаргонщина», шутки про дефекацию и сношения в различных формах, то кино Вам стоит посмотреть. Сюжет прост, но персонажи и диалоги столь изысканны (если конечно можно назвать изысканной реплику про «переваренный салатик»), что одновременно получаешь удовольствие и слегка содрогаешься от нездоровой естественности в кадре (всё-таки не в таком мире нам хочется жить). За харизматичным безумством спрятана ловкая и крайне жизненная сатира, сумевшая поднять на смех чуть ли не все пороки и предрассудки современного общества. И грустно, и смешно. Сложного в фильме ничего нет, но при этом всё на своём месте: актёры, звук, монтаж, — и снято приятно глазу. (Хотя сцена перемещения главных героев по лестничному пролёту смотрелась трудно.)
У меня сложилось мнение, что фильмы вроде «Жить» снимать не просто нельзя, их снимать вредно. Это антигуманно. Теперь же мне видится, что Сигерев в самом деле гуманист, но в своих поисках формы он не чурается ни театра страданий, ни острой сатиры, ни других жёстких приёмов. Он вроде русского Алекса де ла Иглесиа, который может делать кино высокого уровня, но никогда не будет избирать простых решений. Хорошо или плохо? Не нам судить. Но нам смотреть и соглашаться… или нет!
7 из 10