Третья полнометражная картина Василия Сигарева, режиссера жуткого реализма, выходит на российские экраны в канун новогодних праздников — время волшебное, насыщенное, и в тоже время непредсказуемое и неуправляемое. Страна ОЗ — демонстрация национальных оттенков менталитета, культурных кодов и особенностей российского общества, своеобразная отдушина накопленным чувствам и переживаниям, историям и случаям, настроениям и эмоциям русского характера в новейших условиях.
Лена Шабутдинова (Яна Троянова) приезжает из Малой Ляли в Екатеринбург, где должна принять смену в киоске на улице Трофорезов, помочь родной сестре отомстить любовнику и устроить собственную жизнь по-новому. В то время как к продавцу того самого киоска Андрею (роль которого сыграл Андрей Ильенков, соавтор Василия Сигарева по сценарию), который ожидает сменщицы, заявляется старый приятель Дюк (в исполнении Александра Баширова). Действительность большого города приготовила для Ленки сюрпризы, которые превращают сюжетную канву в подобие карнавального балагана, который может произойти только в России. У русского человека очень сложные взаимоотношения с территорией, на которой он проживает. Парадокс состоит в том, что чем больше площадь нашей страны, тем в меньшей степени каждый из нас ценит пространство и считает его родным, тем в большей степени ощущается различие между «своим» и «чужим» и ближе к сердцу пролегает граница между ними. «Русская душа ушиблена ширью», — отметил философ Н. А. Бердяев. Глубоко ослабленная реакция русской культуры на пространство лишает человека той особой привязанности к какому-то специфическому уголку своей страны, что оказывает влияние на идентичность городов, чувство местного самосознания и социальной общности, чувство землячества. И плоскость экзистенциального измерения русской провинциальной жизни, в которую помещена данная картина, констатирует разобщенность и минимальные горизонтальные различия между регионами страны, будь то северные широты или юг Урала.
Черновое название фильма — Занимательная этология — чрезвычайно точно описывает тот фрейдистский сеанс психоанализа русской души, который проводят авторы фильма. Болезненно-травматический нерв русского провинциального характера в наше время — отчаяние, агрессивность и уныние — находит свое выражение в колоритных персонажах и их действиях. В крошечном киоске на улице Трофорезов Дюк зачитывает воззрения и мысли чужих авторов, записанные в маленький блокнот, относительно сексуальной жизни и феминизма. То, что декларируемые идеи не соотносятся с образом оратора, накладывает особый иронический фон на данный эпизод. Бард (в исполнении Владимира Симонова) тщетно пытается заполучить внимание героини Яны Тройновой, средства его самовыражения настолько же пусты, насколько жалка его попытка заполнить ту болезненную яму пресловутой некоммуникабельности чувств, в которую попадают многие после многолетнего брака. Примечательно, что главная героиня на протяжении всего фильма не выходит из себя, смиренно принимает нелепые обстоятельства ситуаций, в которые попадает. Хотя неуправляемая и раскрепощенная животная суть, воплощение злой колдуньи Бастинды, рвется наружу у героев картины.
Комедия — высокий по традиции жанр для отечественного кинематографа, вбирающий в себя попытки режиссеров приблизиться к разгадке загадочной русской души. Там, где есть комедия, обязательно должна быть и трагедия, в психологической и идеологической трансформации героев, в их поступках, переживаниях и чаяниях. Страна ОЗ — это не очередное выстраивание метафор об экзистенциально пораженной России. Это реальные события из жизни режиссера и его друзей, проливающие свет на плачевные попытки русского человека самоутвердиться в обществе, наполнить пустое, бесцельное существование ложными мотивами и смыслами. В этом приговоре читается трезвая исповедь его авторов, оголяющих инстинкты сексуальной перверсии, влечения к жизни и смерти как поддерживающей силы. Страна 0З, где выезд медицинской бригады — по номеру 03 — особенно в праздники является своеобразным элементом национальной идентичности. Безрассудство и непредсказуемость, к этому уже все привыкли. Неуступчивая и смелая притча о России, которая заслуживает внимания.
7 из 10