И корабль плывет…» Василия СигареваРецензия на фильм «Страна О3» - самую смешную новогоднюю комедию со времен «Иронии судьбы…»
Есть в России особенно беспощадный к печени промежуток времени, когда никакие силы не способны оторвать население от экранов телевизоров, поедания оливье и запускания фейерверка во дворе. Это 11 дней Нового года. Так радикально, как отмечают главный праздник в году русские, не отмечает никто в мире, и снято на эту тему несколько фильмов, прочно вошедших в историю российского кинематографа. Но всерьез за такую сложную тему никто не брался, каждый раз история начинается с приключений после алкогольных возлияний и ими же и заканчивается, плюс обычно сюда примешивается история любви.
Василий Сигарев решил пойти дальше и одним из первых снял комедию, где отправной точкой является одиночество героев накануне Нового года, и их движение по волнам времени к новой смысловой отметке. Удивительно точно ему удается передать настроение с первых кадров, заставляя зрителей сопереживать главной героине – наивной и чистой душой девушке Лене. Как в песне есть припев и куплет, так и в «Стране О3» карнавал шуток и приключений главной героини постоянно «закольцовывается» вокруг истории хозяина ларька на улице Торфорезов, который ждет ее на работу (а играет его соавтор сценария фильма Андрей Ильенков).
«Страна О3» – зажигательная и до слез смешная сказка, где есть всё. И девочка Элли, и собачка, и куча уморительных персонажей: интернет-зависимый бард, любящий тантрический секс и Стивена Кинга, водитель-самоубийца под наркотой в исполнении Евгения Цыганова, отпускающий в «свободное плавание» руль, блестяще сыгранная героиня Инны Чуриковой, пугающие в своей естественности ее сыночки, и, наконец, смелый и немного безумный герой Гоши Куценко. Очень смешно, и при этом все персонажи легко узнаваемы, и оттого, что сыграны они известными актерами, зрителю не страшно, а весело узнавать знакомые напевы. Кто из нас не взрывал фейерверк так, что искры сыпались на голову? Правильно, даже сам режиссер так делал. Одетый в стиле Василия Сигарева герой Гоши Куценко нужен, чтобы все-таки дойти наутро до того самого ларька на улице Торфорезов и найти там Александра Баширова с Андреем Ильенковым в атмосфере фильмов Алексея Балабанова. А когда сквозь серые девятиэтажки домов неожиданно проступает корабль-призрак словно из фильма Феллини с Яной Трояновой на борту, окончательно понимаешь, что это больше притча, чем сказка. Корабль с нами всеми на борту плывет и во сне Ильенкова, и во временном промежутке фильма, и куда и к чему приплывет - неизвестно.
Хулиганский, рок-н-рольный дух фильма лишь на пару минут сменяется атмосферой тумана и отчуждения, но этого достаточно, чтобы придать «Стране О3» новую глубину. Это как насыщенный, пугающе правдоподобный сон после новогодней вечеринки. Ты вроде здесь, а вроде уже там – в новом году, в неизвестности. До сих пор почти бессловесная Лена начинает сопротивляться и даже отказывается сначала от предложения зайти в дом хозяина собачки, но потом получает уже настоящую такую «рандомную» пулю в голову от неизвестного любителя пострелять 1 января и «оживает», «размораживается», как Снегурочка весной. Героиня Трояновой в больнице дарит зрителям вместе со слезами хэппи-энд, любовь и снова смех. В картине, где мат встречается также часто, как на российских улицах, и превращается в поэзию, а пули свистят над головой, в любой момент могла бы заиграть песня «Im а man» или начаться погоня в стиле Гая Ричи, но заканчивается она реальной песней Гоши Куценко, что еще раз напоминает – события здесь все настоящие, юмор – потрясающая смесь сюрреализма и талантливых диалогов, взятых из жизни, а хэппи-энд в больнице – выход на бис после круто сыгранных основных хитов одного из главных и самых непредсказуемых режиссеров современного российского кино.