Бытие и абсурд в стране ОЗПерсонаж, сыгранный Александром Башировым, читает историю о человеке, который так стремился быть в глазах своей возлюбленной поэтичным и возвышенным, что стеснялся ходить «по-большому. Дюк (так зовут героя Баширова) автора произведения осуждает: зачем рассказывать лишь о сексе и кале? В качестве наказания Дюк бросает в пристыженного творца свои экскременты.
Не возьмусь утверждать, что подобные снаряды летят в направлении Василия Сигарева, но то, что некоторые зрители после просмотра фильма «Страна ОЗ» не увидели там ничего, кроме очернения действительности и глума над людьми, настолько же очевидно, насколько и печально.
Если обратиться к претензии насчёт неправдоподобности происходящего (оставив за скобками то, что некоторые моменты, по словам съёмочной группы, были взяты из реальной жизни, вроде случая с фейерверком «Хиросима» или депортации с балкона по-гречески), то стоит напомнить, что фильм художественный, а не документальный. Он не безучастно фиксирует происходящее, а потому может претендовать на умышленную гиперболизацию и прочие прелести.
Что касается пункта про людей, изображённых поголовно алкоголиками, моральными уродами и лицемерами, то тут и вовсе всё очевидно: такие люди действительно есть в любой стране. В нашей тоже. Чем же в фильме так плохи, скажем, персонажи Трояновой, Куценко и, например, РОЙЗМАНА, не очень понятно. То есть, однозначно сказать, что в фильме весь род людской окунули в грязь, получится вряд ли.
Теперь, пожалуй, можно перейти к разговору о пресловутом смысле кинокартины. Предположение, что режиссёр Василий Сигарев хотел просто покататься по различным фешенебельным фестивалям, а потому и замысел его был лишь в том, чтобы снять чернуху, отложим до лучших времён, потому что нам так хочется. И скажем, например, что фильм этот — об абсурде. Новый год в данном случае — его апофеоз, высшая точка. Собственно, не зря его наступление мы видим где-то на периферии; Новый год — не сам праздник, а его ожидание. Музыкант Егор Летов утверждал, что без праздника эта жизнь не нужна и даром. Сложно с этим не согласиться. Во многом, люди ждут его, надеясь, что он-то и избавит их от абсурда, но этого не происходит. Оттого и опустошение, наступающее первого января.
Тут важно понимать, что абсурд — это не однозначно негативное явление, а просто составляющая часть жизни. Он сжигает пресловутый ларёк; и он же помогает Ленке Шабутдиновой обрести счастье. Его нельзя укротить, нельзя рассортировать: достаточно сесть в машину к водителю под бутиратом (замечу: не специально!), и абсурд уже тут как тут. Просто важно знать, что он есть — не поддаваться ему, а осознавать его присутствие. И помнить, что творцы абсурда — мы, люди.
В этом плане фильм «Страна ОЗ» куда гуманнее по отношению к зрителям, чем многие другие новогодние комедии.
Конечно, можно сказать: если ты нашёл в данной (или любом другой) картине какой-то смысл, это совершенно не означает, что он изначально был туда вложен. Может быть. Но, наверное, в том числе ради этого и стоит смотреть кино.