Простая, сельская девушка Ленка Шабадинова приехала из своей Малой Ляли в Екатеринбург в поисках лучшей жизни. Её сестра в ходе разборок со своим любовником сломала копчик, и теперь Ленке надо срочно выйти на смену в киоске на краю города. Добираясь до загадочной улицы Торфорезов, Ленка будет постоянно встревать в разные нелепые и зачастую даже опасные ситуации. Тем временем в том самом киоске её будут дожидаться двое друганов-забулдыг, отмечая наступающий Новый Год в ходе задушевных и отчасти даже философских бесед обо всём на свете (но в основном об этом самом)
Фильм «Страна ОЗ» условно делится на две практические не пересекающиеся друг с другом истории (насколько я понял, у них даже сценаристы разные). Первый сюжет о том, как простая деваха из села добирается на новую работу, не зная точно, где же находится эта самая улица Торфорезов. Вторая — про квасящих мужиков в киоске. Несмотря на общий дух и атмосферу обеих историй, понравились они мне по-разному. Ленка и её приключения — это полный отпад. Эта сюжетная линия снята в очень лёгком юморном стиле и буквально под завязку набита колоритными персонажами и эпичными высказываниями. Здесь прекрасно практически всё: и сама Ленка с её уральским говором, и Гоша Куценко в образе пьяного, но рыцарственного Романа, и кухонный бард с его неистовым семейством, и, конечно же, Инна Чурикова с тремя сыночками — «диванными воинами». Классно, кстати, как этот сюжет был подогнан под оригинальную сказку о «Стране Оз»: сначала Шабадинову унёс вдаль ураган в лице обдолбанного мажора, потом она встретила Страшилу с собачкой, который фактически поджёг сам себя, потом трусливого барда-«льва», и, наконец, бессердечных «дровосеков». Закончилось всё, правда, далеко не волшебными туфельками.
А вот со второй историей у меня связаны противоречивые чувства. С одной стороны и мужики в киоске были колоритные, особенно Баширов в своём излюбленном образе, и фразочки тут попадались не менее эпичные, но всё-таки, на мой взгляд, самую малость пережестили. Я нисколько не сомневаюсь, что всё показанное могло реально случится с подобными людьми в киоске на Торфорезов, дело не в правдивости, а в том насколько это удачно клеится в полотно общего настроения картины. Так вот, по моему мнению, некоторые эпизоды всё-таки из неё выпадали. Хотя, конечно, Баширов — это тоже удачная находка именно для такого вот хулиганского фильма.
В целом, конечно, «Страна ОЗ» — это чуть больше, чем просто комедия. Здесь присутствует много элементов сатиры и иронии. Пожелай Звягинцев сделать из своего «Левиафана» комедию — наверняка, получилось бы что-то подобное. В «Стране ОЗ» косвенно поднято множество актуальных социальных вопросов и показано большее количество персонажей, за аутентичность и правдоподобность которых в нашей стране становится стыдно. В этом месте стоит, конечно, всех предупредить — разговаривают все эти персонажи на своём настоящем языке, то есть с обильными «матюками». Так что зрителям с нежными ушами смотреть лучше не стоит. Что касается актёрского состава, то я бы не стал выделять кого-то персонально. Все отработали отлично, и ни одного случая мискастинга я здесь не увидел (даже в неожиданном, минутном появлении Юлии Снигирь было больше жизни, нежели во всей её главной роли в «Обитаемом острове»).
Как итог, «Страна ОЗ» — это очень-очень-очень хулиганская сатирическая комедия с большим количеством обсценной лексики, нелепых ситуаций и колоритно-социальных персонажей. Мне понравилось, но я, конечно, понимаю, что это зрелище далеко не для всех и каждого.
8 из 10