Ты больше, чем твой дарУдивительно глубокий и красивый во всех смыслах мультфильм.
Основная тема мультфильма — трансформация. Причем сразу на нескольких уровнях — личная, семейная и коллективная. О трансформации нам говорит образ бабочки, следующий сквозной нитью через весь мультфильм.
Вообще этот мультфильм пронизан символами и архетипами. Еще один важный архетип/символ — это свеча. Она же символ волшебства и хранитель Рода. Это символ обращения к богу, Веры, просьба о самом важном и сокровенном.
И в этом контексте мы можем рассматривать Свечу из мультфильма как символ такого обращения к Богу с молитвой о защите, произнесенной бабушкой, когда они убегали от солдат. И тогда получается, что волшебство семьи Мадригаль — это Вера в Высшие Силы, которые их защищают. Она стала их опорой и крепостью.
Второй смысл архетипа свечи — это интимность и откровение. Мы зажигаем свечу, когда собираемся спуститься в подвалы собственного подсознания и быть откровенными с самими собой. И Свеча из мультфильма помогала открывать каждому члену семьи его Дар.
Кроме Свечи очень интересен архетип Хосито — живого дома. В пространстве Хосито выросло три поколения этой семьи, и некоторые тенденции, свойственные тому времени, мы можем наблюдать во всей красе.
Во-первых, это тема женского клана, вытесняющая мужское или жертвующая мужским.
Кроме исключения мужчин в этой системе было принято служить Дару. У них у всех был Дар, и они были обязаны… Не важно, что они были обязаны, ключевое здесь — тема Долга. Личные потребности не важны — важно, чтобы «семья гордилась мной»!
И тут появляется Мирабель — девочка «без дара», которая может быть просто собой, просто Быть. Но бабушка явно не одобряет и недолюбливает её. И задача Мирабель помочь ей и всей семье выйти из сценария выживания и долга в новую жизнь, где можно быть собой, можно просто быть, можно быть со всем остальным миром, выйти из защитной изоляции, можно любить и быть любимым… Быть в изоляции безопасно, но там нет жизни, туда не пробьется любовь другого человека, радость полноценной жизни, звуки и запахи наслаждения…
Именно объятия, как символ Любви и Принятия, должны были развернуть эту выживательную, долженствовательную машину в сторону новой Жизни. И именно Мирабель должна была стать символом и Дверью в эту новую Жизнь, где каждый может быть собой, таким какой он есть. Мирабель умела видеть людей такими, какие они есть, и принимать их настоящими — живыми и неидеальными.
Идеология Мирабель – это идея ухода от темы супергероев, обладающих суперсилой, которые должны спасать мир и служить людям, к теме нормализации простых обычных людей. И возвращения им права тоже что-то мочь, уметь, делать. Прошла эпоха супергероев, пришла эпоха простых людей. Это метафора более открытой системы, рассчитанной на более равные отношения с миром, а не через нарциссическую исключенность.
«Ты больше, чем твой дар»! Одна из ключевых фраз мультфильма. Человек больше, чем его способности и обязанности. И важнее. Это переход от идеологии коллективизма, которая помогла людям выжить в военное и послевоенное время, к идеологии значимости каждого члена системы и его интересов и потребностей. От того времени, когда надо было прятать свои чувства, в эпоху искренности и открытости.
Это выход из ПТСР.
Из безопасности к Любви.
Из парадигмы выживания к концепции, где можно Жить и Любить. Мирабель восстанавливала «поток любви» в своей семейной системе. Для себя, для своей семьи, для всего общества, в котором они находились.
И мы можем рассматривать этот путь трансформации одного человека и все произошедшие события как его личный путь исцеления через исцеление семейных травм. Но мы можем посмотреть на этот сюжет, как на путь исцеления целой системы и даже эпохи, живущей по схожим правилам. И это тоже будет верно.
Кроме того, в этом мультфильме звучит тема легализации инаковости. Если ты не такой, как остальные, то это не значит, что ты хуже. Если ты идешь своим путем, это открывает новые двери и возможности.
Любопытен здесь и архетип Двери. Дверь часто используют как символ перехода, новых возможностей. И здесь это значение тоже воплощено. Но еще здесь воплощен смысл про дверь к самому себе, своему Дару, своей территории. За дверью целый мир, как образ того, что каждый человек — это целая Вселенная.
И конечно же, в мультфильме была запретная часть дома, где Мирабель, как Алиса в Зазеркалье, встречается со своими страхами, преодолевает их, проходит свои испытания, попадая в тайные помещения своего подсознания и двойные стандарты и правила своей семейной системы.
Мирабель — переводится как красивый вид. Но самом деле это она умеет видеть всех красивыми. Энканто — зачарованное, заколдованное место. И Мирабель как заколдованная принцесса, проснувшись от волшебного сна, должна пробудить к жизни все королевство.
Дар Мирабель — это Любовь и Вера. Они главные персонажи этого фильма. С них начинается сюжет и ими же заканчивается. Волшебство было создано на любви. Но потом любовь подменили гордостью и служением. А Мирабель все вернула на свои места.