Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други свояФильм потрясающий! Понравился чрезвычайно. Давно не доводилось смотреть кино ТАКОГО уровня.
По стилистике напоминает неореализм 50-х, по глубине и некоторой аллегоричности — фильмы Тарковского. Хотя, разумеется, автор самобытен и неповторим, и все сравнения можно сделать с большой натяжкой.
Мне кажется, что фильмом «Рай» Кончаловский вышел на новый качественный уровень. Он сделал, на мой взгляд, то, к чему шел всю жизнь, обобщив этим фильмом и жизненный опыт, и опыт художественный.
Судьбы трех разных людей показаны в период Второй мировой войны на оккупированной немцами территории Франции — в том числе и через их монологи. Это русская эмигрантка, помогавшая французскому Сопротивлению; француз-коллаборационист, усердно служивший немцам; немецкий оберштурмбаннфюрер СС, вдохновленный идеей построения рая на земле, но к концу войны начавший понимать, что воплощение идеи, мягко говоря, неверно. Дошло ли до него, что и сама идея абсурдна, осталось за кадром.
Все эти жизни, ненадолго переплетенные между собой, трагически оборвались. Однако русская аристократка Ольга — грешная земная Ольга — повторила подвиг русской монахини Марии Скобцовой (в миру поэтессы Елизаветы Кузминой-Караваевой), пойдя в газовую камеру вместо другой женщины. Но если для матери Марии этот поступок был совершенно естественен, то для Ольги, готовящейся к организованному для нее Хельмутом побегу, это решение было озарением свыше: вот он, путь к Истинному Спасению. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
И Господь принял ее в свои Обители.
Игра всех актеров выше всяческих похвал. Высоцкая сыграла потрясающе. А Сухорукова я вообще не узнала, только в титрах в конце фильма с удивлением прочла, что он играл Гиммлера.
Дай Бог здоровья и творческих сил чете Кончаловских, чтобы они и впредь радовали нас своей великолепной работой.
P.S. Опечалило, что в кинотеатре на сеансе было всего 6 человек. Да уж… Это не тот фильм, где можно поразвлечься, жуя попкорн. На серьезные фильмы народ ходить что-то перестал.
10 из 10