Без пространных предисловий начну с главного, в чём терпит поражение сама задумка с Фуриосой как центральным персонажем - такой фильм уже был, и это была 'Дорога ярости'.
Ещё тогда, в далёком 2015-м многие воспылали праведным гневом к, как тогда казалось многим зрителям, попытке режиссёра продвинуть современные западные тренды. И действительно, персонаж Терон выделялся намного сильнее на фоне грубых мускул отстранённого, запутавшегося в себе и потерявшегося в самокопании персонажа Харди.
Думаю это не могло не быть авторской задумкой. Особенно символично в этом свете выглядят рассказы о постоянных конфликтах Харди и Терон на съёмочной площадке с целью показать, кто тут доминантнее. Очевиден и здесь нездоровый перекос в сторону женского начала.
На мой взгляд, этот фильм вообще не стоит воспринимать как предтечу или продолжение БМ 2015. Есть ощущение, что Миллеру было интересно рассказать новую историю, а связь с прошлым фильмом пришить белыми нитками просто чтобы было. Потому, что если рассматривать фильм именно как приквел, то здесь будет в значительной степени провал. Совершенно непонятно, почему Фуриоса в БМ 2015 так хочет отомстить Несмертному. Меркнет важность и серьёзность её попытки сбежать с наложницами-«жёнами».
Если же рассматривать фильм как самостоятельное художественное произведение, то всё встаёт на свои места. И название фильма – лишь связующий элемент, необходимый для привлечения аудитории. На самом деле это фильм о Дементусе! И его похождениях. В перерывах между которыми нам зачем-то показывают скучную неоперившуюся Фуриосу и её знакомство с таким же скучным напарником, которая за кадром путём склеек резко превращается из простой девочки в талантливого механика, до кучи способного мыслить стратегически. С последним, понятное дело, спасибо недолгому обучению у Дементуса с его неожиданными выходами из любой ситуации.
И вот здесь важно отметить, что в БМ 2015 года мощное раскрытие персонажей было за счёт большего эффекта присутствия и целостности повествования. Стержневой сценой было сближение Макса и Фуриосы после довольно нервного знакомства. И эта сцена давала вжимающее в кресло чувство крутости, когда бывшие 10 минут назад соперники вдруг становились вынужденными союзники, осознавая, что здесь им нечего делить и цели у них, в общем-то одни.
Проблема же «Фуриосы» состоит в том, что вот этой целостности как раз очень недостаёт. Наоборот, присутствуют разрывы, которые её ломают и отчуждают зрителя от истории. Это и резкие переходы взросления девочки, и элементарные нелогичности в сценарии, где единственная известная нам девушка оказывается вполне себе своей среди сплошных мужиков (женщин нам показали только в банде Дементуса, и никто и смазанным известью усом не ведёт, что среди них живёт кто-то не такой. Ведь как мы знаем из фантастики 90-х в будущем раздевалки будут совместные, и видимо даже не важно, что у нас на дворе апокалипсис. И даже огромные дыры, где одна из жён Несмертного пропадает, а никто этого не замечает. Видимо никто из руководителей не служил в армии и вечерних поверок там не проводят, а ещё диктатура культа называется…
И при этом есть очень захватывающие сцены, на которых хочется аплодировать. Вот режиссёр просто потрясающе погружает в отдельную сцену с помощью оформления локации, интерьера, костюмов и ракурсов, а так же с помощью ненавязчивого звукового сопровождения. Примеры - поездка с Историком в клетке или попадание Фуриосы в бункер или хаотичная встреча Дементуса с Несмертным. А вот просто крутой момент внедрения трояна с ездящим на колеснице из мотоциклов (какова творческая фантазия!) подобно римскому полководцу Дементусом. И, опять же, логично, учитывая существование Историка в его группе.
И здесь необходимо принять такой факт, что в каждом человеке сосуществуют между собой несколько личностей. И если они конфликтуют, это называется шизофрения(интересно это показано в х/ф «Сплит» с той же Аней Тейлор-Джой, какая ирония).
И если взглянуть с такой точки зрения на Фуриосу, то можно увидеть, что в ней присутствуют два фильма.
Один – остросюжетный боевик про харизматичного лидера банды подонков с интересной политической составляющей даже более проработанной, чем в предыдущей части и интересными аллюзиями на реальный мир – диктатура культа, организованная иерархическая структура, способная к стабильному поддержанию порядка с её устройством и интересными деталями и персонажами противоборствует стоящей ниже уровнем хаотичной анархической бандитской шайке, в которой, снова ирония, всё держится, да-да, на харизматичном и находчивом лидере.
Собственно среди всех прочих (анти-)героев трикстеризм Криса Хемсворта держит на своих плечах и цементирует всю картину. И выгорание его персонажа к концу носит абсолютно закономерный итог любого злодея - заигрался и пресытился развращённостью.
И второй – в общем-то скучноватая история взросления и мести девочки, полная дыр и противоречий. И здесь в некоторой степени есть ощущение, что эту часть фильма можно рассматривать как метафору, посыл о том, что нужно уменьшить роль мужчина. То есть вот у нас здесь женское общество, и именно поэтому всё классно устроено, вся эта зелёная энергетика, а у мужчин сплошные войны за бензин и иерархия с насилием. Дерево из промежности в финале как совершенно безобразная пошлятина с претензией на символизм. Видно как 'у них там' на Западе крыша бежит от воздействия промывания мозгов всем вот этим вот. Это тупик из-за непонимания куда реально вести человечество. Очень забавно, учитывая рассказанное в фильме. И этой части, к сожалению, больше.
И в этом смысле обидно, что фильм как художественное произведение, некоторыми местами будучи, на мой взгляд, хоть и в меньшей степени, чем БМ 2015, визуальным шедевром то и дело проваливается в сюжетные дыры и просто спотыкается в неспособности держать темп. Это вообще основная проблема фильма – нет той целостности, какая была в БМ 2015, где были чётко расставлены акценты и собраны воедино, то есть где была просто сногсшибательная совместная работа звукомонтажёра, композитора, сценариста и режиссёра, позволявшая «раскручивать» такие сцены как погоню за боевой фурой в начале и погоню Дикобразов и Джо после каньона.
Здесь же таких мощных подводок нет, композитор будто и не Том Холкенборг опять, а сцены погонь, страшно сказать, обычные, «не стреляют». Можно заметить, что вся картина – это такой ещё менее целостный ремейк БМ 2015 с уменьшением интересного действия и увеличением повестки.
И тем не менее это по-прежнему хороший боевик с уникальным находками. Старик Миллер показал, что ещё может сделать круто даже несмотря на местные худ. антисоветы.
Желаю ему всё же победить шизофреническую половину и вернуть себе здорового внутреннего воина дороги к следующей части.