'Фуриоса' - очередной заезд по дорогам ярости, который настолько вторичен, что за старика Миллера становится чуть тревожноСколько бы 'Оскаров' Миллер не получал за анимацию и как бы не пытался убедить нас в 'Три тысячи лет желаний', что рассказывать истории - главное проклятие человечества, его жизнь (творческая и не только) будет всегда окольцована песчаным дрифтом австралийских дорог. 'Безумный Макс' родился как явление и спустя годы едва ли этот статус потеряет
Новая часть, названная по имени главной героини, почти эталонный приквел к последнему фильму. 'Дорога ярости' когда-то произвела фурор тем, куда зашли визуальные эффекты, и доказала, что кино может быть двумя часами непрерывного драйва, рок-концерта и эскапистского преследования. Об эстетике фильма про Макса Рокатански можно писать научные труды, как впрочем и о его то ли ницщеанских, то ли фрейдистских посылах
Не факт, что самому Миллеру, кстати, это было важно. Эка какая новость, что человечество нацелено на саморазрушение, а примитивный нигилизм всегда победит порядок, дай первому волю. Хотя красивые отсылки к тому, что почти всегда находится тот, кто в гонке за вечное выживание пытается в искусство, смыслы и красоту, есть во всех Максах. Но этой капли так мало в мире бесконечного песка, что заметить ее можно лишь краем глаза. Примерно так оно и в 'Фуриосе'.
А забегая вперед, примерно так оно и всё в 'Фуриосе'. Приквел страдает главной болезнью частей, которым суждено предварять основную историю - назойливой вторичностью. Собственно говоря, почти вся статика фильма (увы, но ее здесь чрезмерно много) пытается раскрыть уже заявленный мир. У нас больше времени разглядеть киберпанковские трубки Несмертного Джо, посмотреть со всех ракурсов на разлагающегося на глазах Пожирателя Людей, погостить во внутреннем дворе Цитадели. И не сказать, что это обнажение внутренностей как-то помогает фильму. Скорее наоборот, рутинизирует мир.
Сама Фуриоса здесь чинно отрабатывает предысторию. Нам становится чуть ясно про ее прошлое, мы видим, как она потеряла руку, кого любила и чем, в целом, движима. Хотя в общих чертах все эти казусы были и так ясны. Теперь у нас появились конкретные лица и имена. Аня Тэйлор-Джой как всегда инопланетна (особенно с бритой головой), но играть в фильме ей, собственно говоря, нечего. С оскалом на каждого встречного и непреодолимой местью в глазах справляется на пятерку и Алила Браун (Фуриоса в детстве)..
Да и драмы в героине Шарлиз Тэрон было как будто больше. Местами кажется диким трюизмом, что весь лор персонажа в итоге свели к жажде вендетты. Это не то чтобы обнуляет персонажа, но скажем так - заметно упрощает. Ни болеть, ни сочувствовать девушке здесь не хочется.
Помимо Фуриосы в Пустошах есть злодей Дементус в исполнении Криса Хемсворта. Персонаж качественный на бумаге, но довольно пунктирный на экране. Злодей ли он? Мудрец ли? Или просто клоун? Заявка на двойственность слегка потерялась в сюжетных инкарнациях героя. Хемсворт привычно скатывается до гэгов из последнего Тора, потом вспоминает про злодейство и уходит в героя из 'Ничего хорошего в отеле 'Эль Рояль'.
Впрочем, Джордж Миллер по-прежнему хорош там, где он хорош всегда. Рёв моторов, неплохие экшн-сцены, не сильно ушедшие вперед с фильма 2015 года, но все равно поражающие своей геометрией, да в конце концов ощущение дороги без конца. 'Безумный Макс' усиливает впечатление, когда начинает дребезжать, свистеть и шуметь. При среднем для современных блокбастеров уровне саунд-дизайна (даже устаревшем) фильм проседает тогда, когда молчит. Когда говорит, кстати, тоже. 'Фуриоса' обязана реветь, в этом ее потаенная суть.
В конце концов, 'Фуриоса' - это такое инженерное чудо мысли, задуманное Миллером еще в 1980-х. Будьте снисходительны. И не важно, что ее телепортация на экран случилась так поздно и, в целом, из-за желания что-то еще заработать. Ведь лучшее, что может дать нам этот фильм, внезапный интерес к оригинальным частям. А может даже к первым трем.
Поэтому руки на газ, врубаем олдовый хэви-метал, и вот перед нами дорога. Ярости. Без конца.