Когда жизнь замирает…Долго думал, стоит ли писать отзыв об этом фильме, и что в нем сказать. Точнее, что сказать, я знаю. Но вот следует ли сжато выражать мысли на бумаге? Решил, что все-таки стоит.
«В компании мужчин» — один из любимых моих фильмов, хотя (парадокс!) восторгов от него не испытываю. Да и не должен, видимо. В фильме рассматривается сложная ситуация, в которой оказывается человек. Не один человек. Все люди. Ситуация финансового кризиса касается каждого в большей или меньшей степени, и соврет сказавший, что не знает, что это такое. Странное дело, но мало кто из моих друзей-знакомых видел это кино. Те же, кто смотрел, отнеслись спокойно: «Ну да, хороший…», «Понравилось…», «Неплохо…» А ведь здесь есть о чем поговорить, что обсудить. Сам факт того, что сюжет нетривиален, не делает фильм шедевром. Очень важно, из какого материала он соткан. И этот фильм соткан очень качественно.
Существует расхожее мнение, что, мол, американские фильмы про бизнес смотреть может быть и интересно, но «у нас совсем не как у них», и поэтому нужно делить все надвое и т. д. Да нет, друзья, глобально у всех все очень и очень одинаково, с поправкой на менталитет, конечно. Тем не менее, в любой стране есть врачи — они плохие и хорошие. В любой стране есть музыканты — талантливые и бездари. В любой стране есть политики, блюдущие интересы своего общества и свои (нужное — подчеркнуть). Везде есть взлеты и падения, этапы процветания и кризисы. Почти в любом развитом или развивающимся обществе есть бизнес в том или ином виде. Каждый человек во что-то верит (пусть в разное, но…), и я почти уверен, испытывает плюс/минус одни и те же эмоции. Поэтому «у них» — здесь неуместно. Это все «у нас», людей.
Собственно, фильм как раз об этом — о тех эмоция, чувствах, несбывшихся амбициях, с которыми сталкивается человек, привыкший к некой «стабильности» и предсказуемости бытия. Я сказал бы даже, что фильм об отношении к жизни в целом. Чем мне такое кино близко, так это тем, что можно если уж и не увидеть себя в каждом герое, то по крайней мере каждого из них понять. Ведь одно дело дойти своей головой до каких-то вещей и прописных истин, а другое — найти этому подтверждение. Особенно необычно, если подтверждения приходят из голливудского кино, хоть и не последних лет. В частности, «В компании мужчин» хорошо демонстрирует тот факт, что разница между людьми продиктована отнюдь не их материальным положением и достигнутыми карьерными высотами, хотя отпечаток накладывает, конечно. Эта разница растет изнутри, а все остальное — следствие. Философское и мудрое отношение к жизни и работе прекрасно передает герой Томми Ли Джонса. Он богат, акционер, ему не приходится продавать свой «Ягуар» даже во время сложностей. Тем не менее, он все время думает и анализирует происходящие с ним события, делает выводы, расставляет акценты, и не сворачивает с выбранного пути.
В компании мужчин нет идеальных персонажей. Это бизнес, детка. Кто-то и вовсе не выше плинтуса в своем развитии, как «друг» героя Джонса. У каждого есть какие-то слабости и глупости. Но одни с ними борются и побеждают, а другие — нет. Вообще, фильм неторопливый, но содержит много очень точных и тонких акцентов и штрихов, и в этом его прелесть. Например, собеседования — одно, второе, третье — разные они; возвращение в украшенный как ни в чем не бывало рождественский дом, когда рушатся судьбы; путь по преодолению своих комплексов и амбиций, освоение новой профессии — от отрицания ситуации до принятия; в разных видах признания своих промахов; небольшой денежный бонус мужу сестры; посиделки в утреннем баре, потому что «каждый день нужно ходить на работу», а то ведь соседи…; отдаление отца от сына в «сытой» жизни, и сближение в сложный период (роль небольшая, но как сыграл мальчик мне очень понравилось); либеральный пир во время чумы, где за столом остается только напиться; разговор двух героев о реальном секторе и остановившемся производстве — очень короткий, но очень емкий, и много чего еще. Я рассматривал бы фильм не как руководство к действию (каковым он и не является), но как учебное пособие по очень многим жизненным ситуациям и по выявлению симптоматики, так сказать.
Атмосферы действию придает музыкальное оформление. В момент, когда жизнь замерла, музыка соответствует. Она спокойна и прозрачна — как было раньше уже не будет. Но нужно шевелиться дальше. Появится надежда, и, в общем, «дорогу осилит идущий». Ведь когда жизнь замедляет ход, от человека начинает отваливаться «всё ему ненужное». Приходится отказываться от большого дома, быстрого «Порше», переезжать к родителям. Но остается любящая жена, верный «Вольво», и есть к кому прийти.
На этом буду завершать. Возражу лишь тем, кто считает конец очень уж голливудским. Не без этого, конечно, но в данном контексте так и должно быть. Но, и то — у фильма, а у героев что? Совсем все по-разному, так что, уж простите, как в реальности. В общем, кто-то пройдет мимо этого фильма, не почувствовав интереса к происходящему. А кто-то, как и я, увидит много общего со своей жизнью, жизнью близких людей. Или просто остановится и подумает о том, как мы живем, и ради чего это все.
9 из 10