«Антикиллер» Егора Кончаловского, по моему мнению, был и остается первым и пока что единственным постсоветским боевиком, который тянет время от времени пересматривать (ленты «Брат» и «Брат-2» я больше отношу к жанру драмы). Снятый достаточно близко к своему первоисточнику, книге Даниила Корецкого, фильм Кончаловского выгодно отличался от большинства поделок его коллег по режиссерскому цеху. Во-первых, очень крепкий и профессиональный актерский состав: Куценко, Ульянов, Сухоруков, Сидихин, Балуев, Белявский, Шакуров, Векслер, Разбегаев. Куда, простите, ни плюнь, попадешь в звезду российского кино. Во-вторых, грамотный и удачно адаптированный сценарий, благо им занимался сам Корецкий. В-третьих, отличная операторская работа, модный саундтрэк и все приметы качественно сделанного боевика: погони, перестрелки, драки. Суровое жесткое кино для настоящих мужиков…
Зрительский успех закономерно сказался на появлении уже в следующем 2003 году продолжения — «Антикиллер 2: Антитеррор». И хотя в режиссерском кресле опять значился Кончаловский, а в числе сценаристов — Корецкий, сиквел немного разочаровал. Тему криминалитета развивать дальше не стали, а переключились на актуальную террористическую тематику. Как следствие, во второй части появились непременные атрибуты жанра — злобные фанатичные террористы во главе с Серебряковым, продажные чиновники и менты, бомбы, смертники, в общем-то типичный набор, уже много раз виденный как в наших, так и голливудских фильмах. Плюс откуда-то поперла откровенная бекмамбетовщина в части неуемного продактплейсмента. Поэтому даже полный перенос всех основных действующих лиц из первой части, не смог улучшить качество продолжения, хотя и Куценко, и Векслер, и даже Бортник с его «гребаным экибастузом» из своих партий выжали максимум.
И вот, спустя 6 лет, в декабре прошлого года, на российские экраны вышла третья часть уже теперь трилогии — «Антикиллер Д. К.: Любовь без памяти». Режиссер — Эльдар Салаватов, а в списке сценаристов — снова Корецкий и компания. Начнем, по традиции, с краткого описания сюжета. Наш старый знакомый, майор милиции Филипп Коренев, он же Лис (Гоша Куценко), временно проживает в лечебно-трудовом профилактории, в народе именуемым попросту «дуркой». Определил его в это заведение старый друг и товарищ Литвинов (Сергей Векслер) по взаимному согласию самого майора, так как после событий, описанных во второй части, жизнь Коренева пошла под откос. Сначала ушла новоиспеченная жена, потом начались проблемы с неумеренным употреблением алкоголя, а там и размахивание табельным оружием не по делу. В «профилактории» же никто не беспокоит, таблеточки прописали, опять же время для творчества есть, поэтому Лис не буянит и тихо пописывает мемуары.
В его родном Тиходонске тем временем творится полный беспредел. Некие преступные элементы во главе с загадочным мотоциклистом ведут открытую борьбу с лицами, замешанными или виновными в смерти Шамана (см. первый «Антикиллер»). Сначала они совершают покушение на непосредственного убийцу, Метиса (Вячеслав Разбегаев), а затем и на заказчика, в лице уже известного нам банкира-алкоголика Хондачева (Михаил Ефремов). Украсть деньги у банкира удалось достаточно легко, а вот взорвать его не получилось, спасли телохранители. Сам Хондачев, памятуя, что в прошлый раз все его проблемы решил майор Коренев, естественно отправляется на его поиски, а найдя — поручает ему и своей заместительнице, финансовому директору Кате (Екатерина Климова), найти деньги и заказчиков очередного покушения на свою жизнь. Лис, оправдывая свое прозвище, быстро разнюхивает, что деньги — это не просто деньги, а воровской общак, за которым следит вор в законе Колган (Александр Тютин). Подозрение падает на саму Катю, т. к. та ведет слишком долгие и доверительные беседы с бывшим уголовником. А с бандитами у Лиса разговор быстрый и без сантиментов…Вот такое бодрое начало, и поверьте, продолжение не менее энергичное. Дальше рассказывать не буду, чтобы избежать спойлеров.
Что получилось в итоге? А получилось очень и очень неплохо. Во-первых, Гоша Куценко. Нужно отметить, что Куценко вообще тщательно относится к своим ролям и в откровенной лаже снимается очень редко. При этом, он разноплановый актер и одинаково неплохо смотрится как в боевиках или криминальных фильмах («Антикиллер», дилогия «Мама не горюй»), так и комедиях («Дикари», первая и вторая «Любовь-морковь»). В данном случае Гоше далее полную свободу действий и он оторвался по полной, особенно в первой части фильма, когда он еще не принял на себя привычный мужественно-крутой прикид и откровенно стебется над окружающими. Его напарница в исполнении Екатерины Климовой тоже смотрелась на удивление эффектно, особенно учитывая тот факт, что в подобных картинах женские характеры прописываются схематично. Климова же отыграла на твердую пятерку.
Михаил Ефремов, как обычно, в своем амплуа, которое не меняется уже довольно давно, и напоминает длительный актерский «запой». Не раздражает, но и не радует глаз. Потому что приелось. Из старой криминальной братии в картине еще присутствуют Метис, Кент (Юсуп Бахшиев) и Клоп (Иван Бортник). Первый — одно из ключевых лиц в сюжете, а Кента и Клопа, судя по всему, ввели для круглого числа, потому что никакой особой смысловой нагрузки их присутствие не несет. Но вносит приятное разнообразие. Как и наличие двух бородатых киллеров, которым могли бы дать и побольше экранного времени.
Выводы: Смотреть третьего «Антикиллера» нужно однозначно. Хотя бы потому, чтобы наглядно убедиться, что помимо всяких убогих «Черных молний», «Юленек» и прочих «самых лучших фильмов», наши российские киношники могут и умеют снимать суперские стебные боевики, где есть и юмор, и погони, и перестрелки, и драки, и даже любовь-морковь. И снято это всё здорово, и без натуги и ложного пафоса.
А Бекмамбетова надо уже экспортировать в Штаты. Пусть там снимает про «летающие кадиллаки». Авось приживется окончательно.
7 из 10