Когда времени отпущено слишком многоТема вечной жизни (непременно в комплекте с вечной молодостью), будучи на поверку не такой уж и лёгкой для критического осмысления, то и дело вдохновляет кинематографистов. И каждый раз зрителю пытаются преподнести эту проблему хоть под сколько-нибудь новым углом: одни видят бессмертие и вечную молодость в качестве эдакого запретного и желанного плода (получите «Сумерки» и распишитесь), другие выставляют вечную молодость как своего рода данность и обязаловку для всех без исключения (бестолковость «Времени» Эндрю Никкола вам в помощь), и т. д.
Без сомнений остаётся лишь то, что тема бессмертия весьма благодатна в драматическом плане, да и вкрапления фантастики могут прийтись очень даже кстати. Просто одни относятся к раскрытию проблемы лениво и небрежно, а другие пытаются вникнуть в суть того, что может произойти с обладателем этого дара/проклятия в реалиях вполне себе обычной жизни.
И по сути главная героиня фильма Аделайн Боуман, будучи вполне обычной женщиной для своего времени, ни в коем случае к вечной жизни не стремилась. Просто обстоятельства сложились настолько странным и невероятным образом в определённой точке времени и пространства, что этот дар она получила. В принципе этим моментом фантастика в фильме и исчерпывается, весь остальной хронометраж посвящён именно раскрытию эмоционального аспекта подобной жизни. Аделайн конечно же не сразу приходит к пониманию того, насколько теперь она другой человек, но осознание этого по прошествии многих десятилетий никоим образом не примиряет её с миром и людьми. С одной стороны, ей необходимо периодически менять документы и переезжать на новое место, чтобы не стать подопытным образцом для властей. С другой стороны, смерть близких и родных людей отдаляет её от общества и заставляет избегать новых эмоциональных привязанностей.
И такой лишённый восторженности взгляд на вечную жизнь лично мне очень импонирует, поскольку фильм явно даёт понять, каким тяжким бременем этот дар может стать по прошествии многих лет. Ведь вся человеческая жизнь, равно как и существование всего человечества буквально пропитано осознанием нашей смертности, конечности нашего существования. Собственно из-за понимания этого мы выстраиваем свою жизнь именно так, а не иначе. В случае же главной героини фильма никакой накопленный опыт и никакая мудрость не уменьшат ту стену недоверия и отчуждённости, которая медленно и неотвратимо вырастает между ней и окружающим миром.
И эта немаловажная мысль весьма толково преподнесена в фильме, причём почти неизбежная мелодраматическая составляющая довольно успешно помогает раскрытию темы. Да, наблюдаются почти неизбежные в данном жанре клише, но общего впечатления это не портит. Более того, Блейк Лайвли неплохо справилась с главной ролью, а ведь раньше я серьёзно к этой актрисе не относилась (и фильмы вроде «Зелёного фонаря» скептицизм не уменьшали). Здесь же она демонстрирует весьма тонкую и ненавязчивую игру, располагая к себе и вызывая симпатию. Порадовали и второстепенные персонажи: Харрисон Форд как всегда обаятелен и уместен в своей роли, Эллен Бёрстин в похожей роли я уже наблюдала в «Интерстелларе» (забавное совпадение), Михаил Хаушман включает личное обаяние на полную мощность, поскольку сам по себе персонаж несёт скорее декоративную функцию.
Будучи весьма скромной и лишённой кассовых амбиций фантастической мелодрамой, «Век Аделайн» умудряется приятно удивить и порадовать, что для данного жанра нынче редкость. Фильм демонстрирует достаточно трезвый и отнюдь невосторженный взгляд на вечную жизнь и вечную молодость, не скатываясь при этом в депрессию и цинизм. В то же время чрезмерных заигрываний с гендерными стереотипами не наблюдается, что тоже даёт этой истории большущее преимущество. И это именно то, что делает «Век Аделайн» замечательным представителем своего жанра.