АксакалДжон Эдгар Гувер возглавлял Бюро расследований с 1924 г. вплоть до дня своей смерти в 1972 г. («федеральным» Бюро стало лишь в 1935-ом). Вместить целиком карьерный путь человека, который пережил 8 американских президентов, в жалкие 2 часа хронометража не представляется возможным. Поэтому неудивительно, что сценарист Дастин Лэнс Блэк, оскароносный автор «Харви Милка», подошел избирательно к освещению биографии Гувера. Но даже из того материала, который был отобран для сценария, лишь часть событий основана на реальных фактах; другая же часть зиждется на слухах и домыслах. Вдобавок ситуация осложняется и самим Гувером в фильме: рассказывая в 1960-х молодым агентам, направленных из комитета по связям с общественностью, о могуществе Бюро в 1930-х, он любил приукрасить факты в свою пользу. Тут-то и закрадывается мысль, что режиссер Клинт Иствуд на пару со сценаристом Блэком могли и не гнаться за достоверностью, а представили зрителям публичный имидж главы ФБР, сформированный массмедиа. В конце концов, показать публике то, что она хочет увидеть, — это эффективный способ повысить раскупаемость билетов на собственный фильм!
С точки зрения Иствуда-Блэка, одним из тех, кто оказал большое влияние на мировоззрение молодого Эдгара (Леонардо ДиКаприо), был его первый начальник в Министерстве юстиции — генпрокурор США Александр Митчелл Палмер (Джефф Пирсон). Палмер, хотя и являлся квакером, понимал, что порой нужно применять силу и решимость — в частности, против распространяющейся по Америке «красной угрозы». Когда однажды Гувер прибывает на место происшествия, где одна из бомб в серии нашумевших анархистских взрывов 1919 г. сработала раньше положенного, он огорчен тем, как ведут себя полицейские: соскребают останки злоумышленника в ведра, вместо того чтобы собирать их; отбрасывают его пистолет, вместо того чтобы взять отпечатки. В те времена не существовало ни криминалистики, ни спецподразделений, ни ФБР. После терактов с бомбами, стачки шахтеров в Чикаго и резни в Сентралии 24-летний Гувер по инициативе генпрокурора возглавляет подразделение по борьбе с коммунистами-радикалами и участвует в печально известных Рейдах Палмера. Параллельно американский Минюст пытается заручиться поддержкой Министерства труда в деле депортации иностранцев, пропагандирующих радикальные идеи. По окончании рейдов и сенсационного судебного процесса над ярой анархисткой Эммой Голдман (Джессика Хехт) Палмера освобождают от занимаемой должности. В 1924 г. новый генпрокурор Харлан Фиск Стоун (Кен Ховард), оценив непоколебимость убеждений молодого Гувера, назначает его исполняющим обязанности директора Бюро расследований.
Еще одним человеком, сильно повлиявшим на Эдгара, была его мать Энн Мари Гувер (Джуди Денч). Подобно матери Никсона, Энн Гувер еще с детства внушала своему сыну мысль о его будущем могуществе. Обратившись к врачу и излечив Эдгара от заикания, мама также развила в нем уверенность в себе, дисциплинированность, образованность, аккуратность. Все те качества, которым будущий директор будет отдавать предпочтение при отборе агентов на службу в Бюро. Второй по значимости женщиной в жизни Эдгара стала Хелен Гэнди (Наоми Уоттс) — молодая карьеристка, отвергшая предложение Гувером руки и сердца, но с радостью согласившаяся на должность его личного секретаря. Их первое свидание прошло в одном из самых необычных мест — в библиотеке Конгресса США, которую Гувер помогал организовывать. Именно здесь на примере карточек к книгам раскрылась его тяга к систематизации, строгости и порядку — ключевые принципы, которые позднее будут положены в основу деятельности ФБР.
Во времена Великой депрессии Бюро расследований столкнулось с новой угрозой: грабителями банков, угонщиками машин, похитителями. Багс Моран и Аль Капоне стали врагами N1. Тем не менее американцы с восхищением смотрели на гангстеров, поскольку те смело бросали вызов системе, обрекшую многих на голод и нищету. Правда, от авторов байопика не укрылся тот факт, что Гувер также старательно работал над своей репутацией, принимав участие в создании радиошоу, а также выпуске комиксов. Хотя на картинках он изображался героем без страха и упрека с автоматом наперевес, известно, что при поимке и задержании известных гангстеров глава ФБР отсутствовал. Впрочем, когда сценарий Блэка становится более сфокусированным, у главного героя тотчас же появляется громкое дело для расследования: в 1932 г. похитили маленького сына легендарного американского летчика Чарльза Линдберга (Джош Лукас). По инициативе Гувера Конгрессом оперативно принимается «закон Линдберга», согласно которому похищение расценивается как федеральное преступление. На месте курительной комнаты в Бюро Гувер оборудует экспертную лабораторию, куда привлекает разномастных специалистов для изучения улик. На судебном процессе ФБР предоставляет научно обоснованные доказательства против подозреваемого, поэтому ни у кого не остается сомнений в его виновности.
Когда повествование обращается к личной жизни Эдгара, тут авторы байопика ступают на зыбкую почву. В фильме он практически ни на секунду не расстается со своим ближайшим компаньоном и «правой рукой» Клайдом Толсоном (Арми Хаммер): они вместе обедают, вместе одеваются в дорогих бутиках и вместе делают ставки на ипподроме. Могила Толсона находится в нескольких ярдах от могилы Гувера на Кладбище Конгресса. Пикантность ситуации в том, что в реальной жизни данную парочку частенько видели вдвоем, отчего в обществе поползли слухи о возможной нетрадиционной ориентации Гувера. Периодически в СМИ проскакивали шокирующие публикации, компрометировавшие главу ФБР как скрытого гомосексуалиста и даже трансвестита! Хотя в течение 1940-х и 1950-х гг. Эдгар ухлестывал за миловидной актрисой Лелой Роджерс, он никогда не был женат и всю жизнь прожил с матерью. Несмотря на то, что прямых доказательств, уличающих Гувера в гомосексуализме и тем более трансвестизме, до сих пор нет, Иствуд все же внял слухам и изобразил Гувера как личность, которая страшится своих наклонностей и старается держать их глубоко внутри себя. В первую очередь из-за матери, которая однажды заявила, что пусть лучше ее сын умрет, чем превратится в «нарцисса». В фильме романтические отношения Гувера с Толсоном носят больше платонический характер, которые доходят максимум до поцелуя взасос.
Сюжетная линия 1960-х не столь увлекательна, как воспоминания о прошлом. Собрав компромат на Джона Кеннеди и его интрижку с предполагаемой нацисткой шпионкой Ингой Арвад, Гувер предупреждает младшего брата президента, Роберта Кеннеди, о возможном скандале. Однако в действительности такой сцены никогда не было. Вражда между ним и Мартином Лютером Кингом также показана в слегка преувеличенном свете: вряд ли сам глава ФБР писал то угрожающее письмо накануне вручения Кингу Нобелевской премии мира. Удручает и грим: если в состаренного Гувера ДиКаприо еще кое-как веришь, то стареющий Клайд Толсон, внешне ставший похож на лорда Волан-де-Морта, вызывает лишь отторжение. И наконец главное: фильм, кажется, только бы выиграл, если бы история про главного человека в ФБР была чуточку
светлее. В прямом смысле.