Неудачная история самого противоречивого человека АмерикиЯ с большим воодушевлением смотрел фильм
«Дж. Эдгар» ведь его снимал не абы кто, а сам Клинт Иствуд! А в главной роли не абы кто, а сам Леонардо Ди Каприо. А сам фильм посвящён одному из самых неоднозначных людей в истории – директору Федерального Бюро Расследований, Джону Эдгару Гуверу.
Человек, который с одной стороны спас США от гангстеров и анархистов; снизил число преступлений в эпоху Великой депрессии; создал с нуля целое бюро по расследованию преступлений. С другой стороны, он превратил США в полицейское государство, поскольку борясь с преступностью, не гнушался такими методами как: прослушка телефонов, сбор компромата, зачастую несправедливые аресты, дискриминация граждан с неправильными политическими взглядами. А под конец жизни он насобирал столько компромата на американских политиков, что его боялся весь Белый дом.
Лично мне, Гувер всегда напоминал американскую версию Сталина
(хотя он сам бы обиделся на такое сравнение), потому что они оба готовы были достигать благих целей, всевозможными жестокими методами, которые они оба оправдывали спокойствием родной страны и не гнались за деньгами
(а еще, потому что они оба тешили свою жажду власти).
Короче фильм про этого человека должен был стать настоящим политическим триллером. На деле же, фильм не кошмар, но довольно слабый.
Из плюсов стоит отметить, как всегда шикарную игру Ди Каприо, потому что даже в образе всесильного Гувера, также смотрится отлично и в плане характера и в плане внешности. А также то, что первая половина фильма очень интересна и напряжена.
Минусы:
1) Тусклое освещение. Практически 95% фильма снято либо в сумраке, либо в темноте. Поначалу я приветствовал такое решение, потому что Иствуд явно снимал нуар и в контексте байопика про Гувера это приемлемо. Но, по-моему, Иствуд переборщил с темнотой. Потому что, где-то к 20-й минуте уже бесило, когда ФБРовцы штурмуют склад анархистов и при этом они в кромешной темноте, так что ничего не видно. Или когда Гувер приходит в ресторан и всё здание тоже в кромешной темноте, хотя это ресторан. Тут реально есть сцена, когда Гувер в здании Бюро разговаривает с подчинёнными и они стоят в свете, а сам Гувер в темноте, так что его лица не видно. Даже когда действия происходят в квартире или в офисе, всё равно всё в темноте. Такое ощущение, что на съёмочной площадке электричество отключили за неуплату и приходилось снимать при свете фонариков с телефонов.
2) Плохой грим. Я имею в виду пожилого Гувера. Да, я сказал что Ди Каприо в его образе хорош, но когда он старый, почему у него такой плохой грим? Мало того, что старый Ди Каприо не похож на старого Гувера, так и грим наложен так что ты видишь только Ди Каприо с опухшим лицом, который похож больше на Арнима Золу из «Мстителей».
3) Странное повествование. Первая половина фильма сделана интересна. Пожилой Гувер надиктовывает свои воспоминания молодому агенту и весь фильм это его воспоминания о жизни и работе. Это неплохо, но в середине фильма мемуары заканчиваются и нам просто одновременно показывают жизнь молодого Гувера и жизнь старого Гувера. Это уже вызывало недопонимание – мы смотрим фильм про Гувера в старости, который вспоминает свою жизнь или фильм про молодого Гувера, который зачем-то разбавляют флэш-форвардами? Просто реально вторую половину перестаёшь понимать.
4) Самый главный. Почему биография Гувера изображена так убого и бедно?! Первую половину, да, очень интересно показывают как он создаёт ФБР, охотится на анархистов, высылает Эмму Гольдман. Потом показывают, как он расследует пропажу сына Чарльза Линдберга. Ладно, это тоже интересно и разминка перед его остальными делами. Но фильм идёт, идёт, уже середина, а Гувер по-прежнему ищет похитителя сына Линдберга. И тут он старый и только упоминается, что ещё он гангстеров ловил.
Это как-то убого. Почему из всех дел Гувера, подробно экранизировано лишь похищение Линдберга-младшего? И вскользь показана депортация Гольдман и давление на Мартина Лютера Кинга. У Гувера было куда больше работы:
- Почему совершенно не показана его охота на гангстеров
(он только фильмы показывает и какого-то второсортного арестовывает)? Что стараниями Гувера, ФБР ликвидировало Джона Диллинджера, малыша Нельсона, Бонни и Клайда, посадило Аль Капоне. Если кто думает, что это было легко сделать и потому не нуждается в экранизации, посмотрите
«Неприкасаемые», «В погоне за Бонни и Клайдом», «Джонни Д.».
- Не упоминается, что в 1942г. ФБР задержало немецких диверсантов, которые пытались попасть в США через Флориду и Нью-Йорк.
- Совершенно не освещается эпоха «маккартизма» и «охоты на ведьм» в США, после Второй мировой войны. Когда не без помощи Гувера, под предлогом борьбы с коммунистами закрывались профсоюзы; арестовывались, лишались работы и депортировались все кто не то что сочувствовал левым идеям, а те кого только подозревали в этом. Под подозрения попадали
Чарли Чаплин (причём Гувер лично добился запрета ему посещать США), Далтон Трамбо (лишился право на работу),
Альберт Эйнштейн, Орсон Уэллс, Поль Робсон, Бернард Шоу и др.
- Не без участия Гувера были казнены супруги-физики Розенберги за шпионаж на СССР.
- Не упоминается, что Гувер предлагал Трумэну во время Корейской войны арестовать 12 тыс. человек, которых он подозревал в нелояльности США.
- Не упоминается, что Гувер боролся с «рок-н-роллом», считая его угрозой для молодёжи из-за чего он пытался арестовать журналиста Алана Фрида, шпионил за Элвисом Пресли и пытался не допустить приезда «Битлз» в Америку.
- Упоминается прессование Кинга, но почему-то не упоминается, что ФБР давило на ещё большего радикала – Малькольма Икса.
- А ещё смутил диалог с агентом, по поводу убийства Кеннеди:
А. В президента стреляли, его отвезли в больницу, он погиб.
Г. Кто об этом знает?
А. Никто. Я вам первому сообщил, до прессы.
Что значит никто?! Кеннеди убили на глазах огромной толпы и десятков журналистов, и он скончался почти мгновенно. Как про это может никто не знать?
Про что же тогда фильм? По большей части про взаимоотношения Гувера с его любовником Клайдом Толсоном. Это конечно замечательно, но мне казалось что Гувер другим вошёл в историю.
Вывод: Я не могу конечно фильм назвать плохим, в некоторых местах он неплох. Но я разочарован, что фильм слишком мало освещает реально интересную биографию этого противоречивого человека. Одно только дело, а в остальном гомоотношения. Ощущение, что фильм делался для 'Оскара' и отсюда иронично, что его полностью проигнорировали.
5 из 10