о линии охоты, гениальном Смолякове, основе сюжета на проверке в беде и свободе от маскиАвторами фильма 'Спасибо, что живой' предложены абсолютно потрясающие кгб-шники- Смоляков(не переступивший) и Ильин(привыкший переступать). Идет в их исполнении, нагнетая основное напряжение, сюжетная линия 'охоты на волка' - Высоцкого и затем, после глубочайшей сцены подслушивания - буквально, впитывания иссохшей пустыней души! - молитвы Высоцкого в номере гостиницы и после их финальной встречи, заставляющих смоляковского кгб-шника переосмыслить жизненное кредо, происходит отпускание Высоцкого и его жертвующей собой подруги из профессионально захлопнутой западни - ценой всей карьеры и, весьма возможно, своей свободы!... За время кинодействия разворачивается путь его души, сделано это актерски гениально, очень мощно!
В финальной сцене, когда Смоляков свободно, весело, шутовски (как заново родившийся в нем ребенок духовно чистой жизни!) читает пасхальное пушкинское 'на волю птичку отпускаю при светлом празднике весны'-столько всего великого от русской литературы: и воскрешение его преображенной души, и отпускание на свободу жить и творить, и молиться, и даже болеть так, как им взмучено судьбой, в лице Высоцкого ВСЕХ русских поэтов, погубленных властью.
Как говорит в начале фильма Безруков без грима в интерьере Таганки, мы в с е играем на Высоцкого, все 'д е л а е м' Высоцкого. Именно герой Смолякова 'делает' в художественном пространстве этого фильма Высоцкого той силой, которая поменяла, перевернула жизнь антигероя, привела к покаянию, духовному обновлению, счастью обретенной им самим воли и, наконец, говоря словами последнего стиха Поэта, 'оправдала перед Всевышним' падения и слабости Высоцкого, как человека.
Сын Высоцкого как не идеализирует отца, так и не позорит правдой его беды, а говорит этим киновысказыванием, что оказавшись и в путах, в цепях наркотиков, отец не предал своих кредо, остался Человеком,Творцом, мужиком и стимулом других к такой же глубине и высоте духовного и творческого проживания своей жизни.
А то, что за основу сюжета взята критическая ситуация, всех проявляющая, это - и по-высоцки, и по-русски ('друг познается в беде'!)и в полном соответствии с экзистенциальным направлением, родственным Высоцкому в мировом искусстве и его собственной работе.
Ну, а то, что сыну поэта захотелось живого сходства так неодолимо, что не только Безруков, но и мы все измордовались этой маской, давайте просто поймем и простим по-человечески, как те, кто когда-либо тосковал о потере любимых людей!
Хотя бесспорно, талант актера Безрукова без того, что сковывало его богатейшую мимику и одухотворенность лица при его несравнимой с другими, игравшими поэтов, мистической погруженности в живой ток Духа Поэта - вспомним его Пушкина, Есенина и Сирано! - дал бы нам чудесный, достойнейший дуэт со Смоляковым! Смоляковым, взявшим на себя в этом состоявшемся талантливом, пусть и неоднозначном фильме, практически, львиную долю 'делания' Высоцкого через его воздействие на другого человека.