Блаженны алчущие и жаждущие правды…После фильма «За холмами» мне доводилось слышать очень распространенное мнение, что это фильм антицерковной направленности и не будет принят верующими. И действительно, многие зрители, называющие себя православными, были возмущены и писали гневные отзывы, дескать, это наглый поклеп на церковь. Но ведь ни для кого не секрет, что такие явления в церкви существуют — лицемерие, жестокость, ханжество. И те, кто это отрицает, не лицемеры ли сами? А может, просто слепцы, но в любом случае не последователи Христа. Потому что идти за Христом означает не закрывать глаза на горькую правду — о себе, о семье, о церкви… Обо всем, что тебя окружает. Знать правду и продолжать любить, знать правду и побеждать зло добром. Не зря по крайней мере три из десяти Заповедей блаженства, данных Иисусом в Нагорной проповеди, посвящены правде: блаженны ищущие правду, чистые сердцем и гонимые за правду.
Неважно, кто Марко Беллоккью — атеист или верующий. Если он вскрывает гнойники, если ищет правду — он друг церкви, а не враг. Об этом свидетельствует и Пальмовая ветвь от экуменического христианского жюри. Церковь не боится правды и приветствует ее. Но церковь состоит из людей и не удивительно, что люди приносят в церковь свои пороки. Ведь не праведников, а грешников призвал Христос. Именно грешники нуждаются в Лекаре. Но если мы, верующие, — кающиеся грешники, то не удивительно, что падаем, что нас заносит не туда, что среди нас оказываются фарисеи и иуды. Удивительно другое — то, что несмотря на это, церковь стоит уже более 2 тысяч лет и ворота ада не сокрушили ее. Я не буду говорить о божественном, метафизическом аспекте. Скажу только о земном: церковь стоит не в последнюю очередь потому, что способна к покаянию и самоочищению и ради этого принимает правду о себе.
Эрнесто, главный герой фильма «Улыбка моей матери», считающий себя атеистом, гораздо ближе к Богу, чем все его лицемерные родственники. Он не отступается от правды ради сладкого куска, не идет на компромисс. Можно было бы сказать, что режиссер стремится показать, что единственно честная позиция — это атеизм. Но не думаю, что все так примитивно. Не зря кардинал, которому Эрнесто заявляет, что он атеист, говорит в ответ: у вас так дрожит голос, как будто вы ожидаете молнии с небес. Это значит, что Эрнесто не уверен в своем атеизме. С его стороны это протест — против вкрадчивого деспотизма матери, против лицемерия общества, называющего себя христианским, но таким по сути не являющегося. Он страдалец, который как бы бросает упрек Богу: «Как Ты можешь терпеть такое? Если таковы верующие в Тебя, то я не хочу знать ни их, ни Тебя!» Он богоборец, но не атеист. Но жизнь не окончена, финал открыт. Возможно, Эрнесто получит ответ от Бога и в один момент окажется рядом с Ним, ведь сердце его чисто.
Интересна в фильме в этом ключе линия отношений Эрнесто с Дианой. Эрнесто живет отдельно от своей жены. Это еще не окончательный разрыв, по крайней мере жена считает, что не окончательный. Почему разошлись супруги, мы можем только догадываться. Мне кажется, что разногласия возникли именно в плоскости «бескомпромиссность и конформизм». Но и Диана, другая женщина, вошла в жизнь Эрнесто неправдой, а он, узнав об этом, все же принял ее. Однако принял совсем иначе, чем надеялись другие, не соглашаясь на компромисс. Он принял ее ради честных отношений, по сути спасая ее от лжи. Об этом свидетельствует тот факт, что Эрнесто не пошел на аудиенцию к Папе вместе с женой, то есть не возобновил с ней отношений, как того хотели все. Сына тоже не пустил. Напрасно жена тайком окрестила мальчика, это не помогло. За ребенка можно быть спокойным, с таким отцом он вырастет настоящим человеком. И найдет Бога быстрее, чем его кузены, растущие в атмосфере лицемерия и корыстолюбия. К сожалению, мои рассуждения кажутся туманными. Но более внятно не могу сказать, чтобы не спойлерить. Надеюсь, посмотревшим фильм понятно, о чем я говорю.
Этот фильм перекликается для меня также с фильмами Звягинцева «Левиафан» и «Елена» в плане показа апокалиптического общества, где люди утрачивают понятие истины, становясь рабами своих личных интересов, где нет целостности, все половинчатое, а следовательно, ложное.
Так что, не смотря ни на что, а я считаю этот фильм вполне в духе веры и забираю его в свою коллекцию христианских фильмов. Браво, маэстро Марко!
9 из 10