Есть ли любовь на Марсе, которого нет?Всё, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Нильс Бор
Пока старший братец Мртина Вильнёва, Дени, раздувал свои бутафорские «Пожары» и потихоньку топтал себе тропинку в Голливуд, вминая в рыхлый грунт своего таланта его жадные ростки, младший наскоблил немного денег и поставил у себя на родине весьма незаурядную футуристическую (псевдо)философскую драму. Жаль только, что в тени «Прибытия» на нашу грешную огромного корабля пришельцев и в нервном хрусте попкорна, доносящегося из под ног бегущих на премьеру «Бегущего», про фильм Мартина уже мало кто вспоминает. Впрочем, а что жаль? Не научился Мартин у брата тому, как нужно снимать коммерческое кино, и прекрасно! Должны же чем-то утолять свой интеллектуальный голод такие убогие киноманы как я.
А кушанье у Мартина Вильнёва и Робера Лепажа получилось на славу. Не шедевр, правда, но привередливому киногурману явно есть чем полакомиться: свежий сюжет, упакованный в натуральную футуристическую оболочку, нашпигованный в равной пропорции серьезными и фарсовыми сентенциями героев, ловко погруженный в тело драмы, заправленный хорошей музыкой, и, наконец, красиво поданный, оставляет долгое приятное послевкусие и способствует шевелению извилин того, что у современного человека превращается в рудиментарный орган и скоро, наверное, будет заменено на голограмму (как голова мсье Спаака в фильме). Что же, попробую разобрать отдельные ингредиенты этого блюда.
Начну с обертки. Футуристическое оформление явлено зрителю с хорошим вкусом: без кичливости, с признаками собственной фантазии, выдержанным по стилю в различных локациях. Фантастические детали не акцентируются и не концентрируются в одном углу; они разбросаны по всей картине, но поданы так, чтобы не довлеть над собственно футуристическими, причем в рисовке и тех и других нередко заметно легкое озорство авторов.
Весьма удачен музыкальный ряд ленты: «космический джаз» изначально привязан к действию, от чего кажется, что сочинили его не для фильма, а в самом фильме. А уж на каких инструментах его исполняют! Дизайну позавидует и Шемякин, а выпускали бы такие «сексофоны» (правильнее «эротофоны») сегодня, маэстро Голощекин явно бы заказал парочку для своей филармонии, а заодно пригласил бы маэстро Обю на гастроли.
Но самое вкусное находится за удачными декорациями. Режиссер не дает скучать искушенному зрителю и то и дело провоцирует его сознание смесью из весьма любопытных заявлений: от совершенно абстрактных, вроде того, что «алкоголь и сны не смешиваются» до одного из едва ли не самых полемичных в философии человеческого сознания: «наше сознание создает реальность» — что не только озвучивает, но и тут же демонстрирует Спаак в одном из эпизодов с «голографической гастрономией». Сцена эта воспринимается как гротескная иллюстрация озвученного философского предположения, но в этом фильме Вильнёву-младшему удалось необычайно естественно совместить гротескные и сугубо философские детали сюжета.
В целом, мысль об определяющей роли сознания в существовании материи в картине повторяется неоднократно. Но если планеты Марс в реалии не существует может быть только в голове «безголового» Спаака (то есть может быть она, планета, существует только в вашем сознании), то сила настоящей любви однозначно может отправить не только ваше сознание, но и тело на любую планету, а если такого небесного тела не существует, то — создать его. Иначе, переиначивая определенный выше «антропный принцип», можно сформулировать следующую максиму: без любви нет материи. Что, лишку хватил? Ну тогда так: без любви не будет материи (и никогда не было бы).
Всё перечисленное — далеко не всё любопытное, что вы можете найти в «Марсе и Апреле»: там ещё много-много всего удивительного и занятного; в том числе и того, что я, может быть, и не приметил вовсе. Так что если вы уже обсудили с друзьями все (не)интересности «Прибытия» и сходили на «Бегущего», не поленитесь на досуге познакомиться с творчеством младшего брата вашего (не)любимого режиссера: надеюсь, разочарование вас не постигнет.
И да простят меня поклонники творчества Лепажа, но, право, хорошо, что в своё время тот отказался от режиссирования этого фильма, а остался только его призрачным соавтором, заодно сыграв здесь интересную полупризрачную (полуголографическую) роль: «сила тяжести» в построенном им мире наверняка оказалась бы большей этого параметра в картине Мартина, у которого всё получилось с марсианской легкостью (F на Марсе в 2,5 раза меньше земной).