Харакири 3D — закономерный итог исканий Такаси МиикеСтихия самурая — война. Именно на войне самурай может принести максимальную пользу своему господину. Погибнуть в сражении — великая честь. Однако неизбежным следствием сражений являются не только героические смерти. Им сопутствует падение целых кланов и, как следствие, появление большого количества ронинов — самураев без господина, не имеющих постоянного денежного довольствия и часто вынужденных влачить жалкое существование.
В фильме «Харакири 3D» Такаси Миике показан один из таких послевоенных периодов в жизни Японии. События развиваются в 30-е годы XVII века. Это бэкграунд, а в центре повествования — история ронина Цукумо Хансиро и его семьи.
Однажды Цукумо приходит в замок клана Ли, самураи которого охраняют здешние территории, и просит разрешения совершить ритуальное самоубийство. Что стоит за этой просьбой: искреннее нежелание бедствовать дальше, банальный шантаж с целью получить от клана милостыню или что-то более существенное? Чтобы узнать это, зрителю придется выслушать драматичный рассказ главного героя о своей жизни.
«Харакири 3D» — фильм о чести и бесчестии. Где граница между этими понятиями? Является ли честь самурая неуклонным стремлением сохранить лицо везде и всегда или существуют ситуации, когда «лицом» можно пожертвовать? Есть ли некая высшая цель, одухотворяющая понятие чести? Или же честь всегда замкнута на своем носителе и в этом смысле сродни хорошо отполированным доспехам, на которые приятно смотреть со стороны?
Такаси Миике имеет четкую позицию по всем этим вопросам. Как любой выдающийся режиссер, он доносит ее до зрителя сразу на нескольких уровнях: сюжетном (через конкретные ситуации), вербальном (через диалоги персонажей) и символическом (через метафорические образы).
Думается, что «Харакири 3D» попал в программу Каннского фестиваля именно потому, что все эти уровни отработаны великолепно. И мне понятно, как Миике это удалось.
Режиссер просто искренне интересовался метафизикой и прагматикой вопросов чести на протяжении всего своего творчества. Пусть в других его известных фильмах ("Вороны», «13 убийц») эти вопросы не являются сюжетообразующими, но и вторичными их тоже не назовешь.
В общем, «Харакири 3D» — это в какой-то степени итог. Уже поэтому фильм стоит увидеть. К слову, смотрится он достаточно легко, несмотря на жанр. И вполне пригоден для неоднократного просмотра, благодаря образности и аскетичной красоте целого ряда сцен.
Советую всем, а особенно тем, чьи духовные поиски соприкасаются с режиссерскими.