Сказка — ложь, да в ней намёк…Всегда размышляю о том, могу ли я оценить ту или иную работу более-менее объективно (на сколько это вообще возможно с моей субъективной позиции), если я не досмотрела картину до конца. Тут я вспоминаю, что я не Антон Долин, что я даже права не имею расценивать фильм с позиции кинокритика — ведь я не кинокритик, не ученый, не исследователь, я всего лишь обыватель, смотрящий фильмы ради своего удовольствия. Однако же мои внутренние убеждения не позволяют мне ругать что-либо перед «всем честным народом» (рецензия и есть взаимодействие с миром) просто из личных предпочтений, ведь какой смысл? Необоснованные претензии могут обидеть тех, кому картина очень даже понравилась, а обижать я никого не хочу.
Конкретно тут я хочу понять, почему я вообще стала смотреть этот сериал и почему бросила его после 3 серии. А если мои поиски будут кому-то полезны (тем загадочным личностям, читающим рецензии на кинопоиске), но я буду только рада.
Итак, сериал «Гримм» заинтересовал меня своей тематикой — страшные сказки на основе сказок известных братьев, я такое, честно говоря, обожаю. Однако то, что действие сказок перенесено на современную действительность, уже вставляет картине палки в колеса — такой ход всегда сложен, всегда спотыкается о корявом взаимодействии атмосферы сказочного и реального — реальное приземляет сказочное, делает его не таким уж и страшным, не таким загадочным. И это просто закон вещей, что поделать. Но! Отсюда возникает необходимость весьма внимательной проработки этого самого «межмирья» — между сказкой и былью, с чем справляются далеко не все, ну, потому что это правда сложно.
Приведу пример на сравнении «Гарри Поттера» и «Фантастических тварей» (для меня эти фильмы это абсолютный шедевр и абсолютный кринж, но сейчас не об этом). Мир Гарри Поттера — абсолютно волшебно-чудесный, в том числе из-за таланта всех людей, принимавших участие в этом проекте. Действие в Гарри Поттере чаще всего происходит в волшебном мире, взаимодействия с реальным миром точечные. Два мира как бы разделены и сходятся, наверное, только в самом конце, когда мы уже вполне очаровались миром волшебным. В «Гримме» же всё действие происходит в мире реальном, в который настойчиво стучится мир волшебный.
По сути такие «стуки» должны нас заинтересовать — зритель должен хотеть узнать этот мир ещё больше, совсем как главный герой, на которого вдруг свалились оборотни-медведи (да-да, «охотники»). Картинка города и леса даже очень ничего — есть красивые кадры и в первых сериях, зачарованные пейзажи, таинственные книги, а подвеска главного героя вообще шедевр (честно, очень понравился кулон по качеству и задумке). Но графика перевоплощений этих ведьм и волков… Да, это 2011 год, но не 2001! Возможно, будь я сейчас в 2011 году, спецэффекты не вызвали бы у меня недоумения, но я в 2022. Время идет неумолимо — хорошая работа (про гениальность молчу) умеет пережить время (привет, «Властелин колец»).
Более того — хорошая работа умеет пережить даже собственные недостатки в виде плохой графики. Но для этого нужны некоторые силы, такие как хороший сюжет, хорошая игра актеров, хорошее музыкальное сопровождение и тд, и тп.
Отдельное замечание по музыке — ост первой серии «Sweet Dreams» в исполнении Мэнсона божественен, и с высоты своей шедевральности он только сильнее показывает контраст между супер мощной композицией и супер слабой картинкой.
Сюжет так похож на всех одаренных мальчиков, мальчиков, которые выжили, которые остались последними, которые стали супер особенными… Сюжет не нов, но как можно после «Гарри Поттера и философского камня» 2001 (!) года выпуска и последующих картин серии, которая великолепно обыграла сюжет обычного гг, ставшего супер гг, вводить в «Гримме» персонажа, потерявшего родителей в юности, которые умерли не в автокатастрофе… «ты много не знаешь…» = «Гарри, ты волшебник!».
Проводя такую параллель с «Гарри Поттером» я не говорю о том, что все сказочные фильмы должны на него равняться, нет, но! Должны с ним считаться. Мир, в котором появилась сага о мальчике со шрамом на лбу, уже будет прежним — эти картины задали высокую планку сказочному жанру. И это при том, что «Гарри Поттер» не прибегал к оторванным ногам в кадре, ко «взрослому» рейтингу, а уж если такой рейтинг есть, то это же супер бустер! Откровенная жестокость + целый новый волшебный мир рядом с нашим обыденным = очень хороший старт для неплохого сериала (такого же жанра, к примеру, сериал «Настоящая кровь», который справился с этой задачей весьма неплохо, на мой взгляд).
Итог моей рецензии весьма прост — сериал «Гримм» не является достаточно серьезной работой, которая может конкурировать с работами такого жанра. И это не откровение — ну кому известен этот сериал? Я вот только позавчера о нём узнала… И это правильно, и это справедливо! Откуда такой рейтинг, конечно, для меня загадка, которая кроется, вероятно, где-то в следующих сезонах… Но смотреть я их, конечно, не буду — если сериал не смог заинтересовать меня за 3 серии, то какой в этом смысл лично для меня? Пересиливать, «втягиваться» — это дело нехитрое; знаете, если каждый день смотреть серию плохого сериала на протяжении недели, то очень велика вероятность, что вы захотите смотреть его дальше, а почему? Люди легко поддаются привычкам. Однако же не зря нам дана воля — только в наших силах возможность выбирать для себя правильные привычки, а для каждого они свои.