Стоит ли после бояться спускаться в метро?Если брать навскидку, то среди суровых фильмов-катастроф на память сразу же приходит лента «Экипаж» 1979-го года выхода, то есть была выпущена ещё в советские времена под режиссурой Александра Митты, и в миг ставшей культовой картиной. Затем пришла новая веха в истории наших граждан, огромная страна развалилась, пыталась отойти от постперестроичных времён, кинематограф также находился в упадке. Сейчас также все заявляют, что до сих пор до уровня советского кинематографа нынешний российский и близко не подобрался и они отчасти правы. Но вот уже к данному моменту зритель смог посмотреть действительно качественное кино в совмещённом жанре драмы и катастрофы — «Метро».
Снят он был по книге красноярского писателя Дмитрия Сафонова, для которого, пока что, «Метро» остаётся единственным полнометражным фильмом по мотивам его творчества, а так имеется в загашнике два сериала, но мы-то знаем, что мыльные оперы сейчас снимают все и везде, как и снимаются в них все и везде. В своей книге Сафонов описал как несколько человек, оказавшиеся вместе по иронии судьбы, пытаются в целости и сохранности выбраться из ловушки, устроенной подземными водами внутри тоннеля метро. Среди них есть люди, которых свела судьба совсем неожиданно, например, два соперника — законный муж и любовник его жены. Сафонов совершил попытку не только разыграть катастрофу, но и заинтересовать зрителя психологической подоплёкой, атмосферой не только бедствия, но и вражды, что даёт повод куда более тщательнее ознакомиться с героями романа.
Из-за психологии и из-за открытого выражения драматургии «Метро» вполне себе так напоминает всё тот же «Экипаж» Митты. Однако, в данной составляющей картина советского мэтра всё же смотрится глубже и ярче, за что можно ещё и похвалить наших любимых актёров. Но сие вовсе не означает, что «Метро» плохое кино, вовсе нет! Кино отличное и такое на экраны от нашего отечественного производителя попадает весьма редко, поэтом каждая лента такого уровня ценится на вес золота. Только у нас зритель больше любить ругать собственное и родное, нежели хвалить его почитать. Фильм снят технически блистательно, насколько позволяет аппаратура и опыт вне категорий Голливуда. Живая и динамичная картинка, атмосфера ужаса и паники — всё это сохранено и благодаря эффектным визуальным сценам (кстати, актёры, когда трудились в них ощутили все трудности своей работы, поэтому рекомендую ознакомиться с историей создания «Метро», дабы проникнуться уважением к сыгравшим в фильме исполнителям). И стихия, губящая людей — внутри, а снаружи обессилевшая женщина, которая может за раз потерять всех. На её фоне разыграна вся драма состояния людей, которые в ужасе осознают, что их близкие уже, возможно, никогда не вернутся.
Фильм собрал большое количество знаменитых и узнаваемых актёров. Во-первых, бросается в глаза имя Светланы Ходченковой, которая в последнее время явно прима отечественного кинематографа, да ещё к тому же становится весьма востребованной за рубежом, в том числе в Голливуде и это приятно. Именно она играет драму женщины, которая вне себя от возможно наступившей беды. Она винит себя во всём произошедшем, но это, скорее, суеверное решение. В целом же Ходченкова подчёркивает свой уровень, игра сильная, запоминающаяся, разрывная даже. Одно только «но»: не хотелось бы, чтобы Ходченкова стала повторителем дел славных Елизаветы Боярской, от которой зритель со всей очевидностью устал. Но не Ходченкова первая в актёрском списке в титрах к фильму, а первым идёт Сергей Пускепалис. Владелец, на минуточку, «Золотого медведя» на Берлинском фесте. Но не за эту роль. Сергей Пускепалис вроде и хорошо сыграл свою роль, но где-то был не так экспрессивен, слишком замкнут, отчего неясно за счёт чего он может вернуть себе жену. Но это одна ветвь его персонажа, а вторая — когда он становится спасителем горстки людей — прошла весьма прилично и уверенно. Анатолий Белый не вышел раз рамки своего амплуа несколько циничного эгоиста, но как раз такой персонаж и нужен был для фильма, и Белый уверенно с ним справился… И все остальные актёры показали достойную игру для такого тяжело снимаемого жанра, как катастрофа.
«Метро», наверное, лучший фильм-катастрофа, снятый у нас после распада Советского Союза. Не стоит воротить нос, говоря, что если сняли наши, то это заведомо туфта, ведь это вовсе не так. Качественно снятая картина с отличными визуальными эффектами и психологической подоплёкой. Смотрится на одном дыхании!
8 из 10
P.S.: Как же было радостно, что милая собачка Тявка спаслась!
P.P.S.: В 2016-ом году анонисирован фильм «Экипаж» (не является ремейком фильма Александра Митты!) в том же жанре, что и «Метро» с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях. Ждём повторения (а лучше улучшения) успеха «Метро»!