Достойное русское киноЧестно говоря, давно я не видел настоящего российского кино — такого, которое бы пробивало, не просто позволяло хорошо отдохнуть сидя на диване или в кинотеатре, но придавало бы ощущение реальности, заставляло сопереживать за героев по-настоящему.
«Метро» — первый российской фильм-катастрофа за последнее время. В основу сценария лёг второй роман из трилогии «Башня», «Метро», «Эпидемия» Дмитрия Сафонова. Картина, несмотря на пессимистический настрой зрителей и критиков перед премьерой (что ни говорите, но низкопробные комедии, рассчитанные более на отбивание бюджета, чем на качественное творение «сделали» своё дело — только опустив планку кинематографа), сразу же завоевала успех. Впрочем, работники метрополитена указали на большое количество ляпов и ошибок в картине, и даже непонимание принципов работы подземки. Впрочем, это не помешало «Метро» сначала успешно пройти в российском прокате, а затем и выйти на цифровых носителях во Франции под названием «Subware» — первым целиком продублированным на иностранный язык.
В России фильмы-катастрофы снимают редко (видимо потому, что дело очень щепетильное и требует детального и кропотливого подхода, в первую очередь в техническом плане). Как пример можно назвать «Экипаж» и «72 метра», поэтому появление драматического триллера «Метро» — уже удача. Конечно, у фильма есть (и наверное — как у любого другого — должны быть) критики, однако ясно: ни будь у него столь сильных конкурентов — «Легенда N 17», «Сталинград» — «Метро» вполне могло стать самым ярким событием в российском кинематографе 2013 года.
Генеральный продюсер Игорь Толстунов в одном из своих интервью заявил, что задумал этот проект вовсе не потому, что к картинам подобного жанра давно не обращались, и это могло дать большую окупаемость, а из-з того, что несколько лет назад прочитал одноимённую книгу и был очень ею впечатлён. «Я убеждён, что подобный жанр востребован зрителем, так как даёт ему возможность не только увидеть увлекательную историю, но и погрузиться в неё, пожить жизнью героев и к тому же получить эмоциональную встряску. Ведь фильм-катастрофа — это не только повествование о природных катаклизмах или техногенных коллапсах, но и о героях, которые в этих экстремальных ситуациях пытаются спасти себя и окружающих. Это история становления героя. Именно поэтому в своё время был так популярен фильм-катастрофа «Экипаж». Для нас это очень важно, такого героя мы стремимся представить в фильме «Метро».
«Метро» — своего рода «долгострой»: съёмочный процесс фильма проходил с лета 2011 — до конца 2012 г., а до этого ещё целый год длился подготовительный период, который занял строительство гигантских декораций: 117-метрового туннеля, шахты бункера и макетов туннелей и вагонов в масштабе 1:3. Однако при создании картин подобного жанра и размаха спешка может только навредить.
Вторая слагаемая успеха — удачный подбор актёров. Сергей Пускепалис (играет врача городской больницы Андрея Гарина) и Анатолий Белый (любовник жены Андрея) — главные мужские роли, были утверждены практически сразу. Правда, по признанию режиссёра картины Пускепалис долго колебался с согласием, так как первоначальный сценарий выглядел американской калькой. Целый год его переделывали в отечественное психологическое кино и при этом зрелищное. Светлана Ходченкова в роли Ирины играла достаточно интересно. Порадовал Станислав Дужников, обычно примелькавшийся по комедийным ролям. Здесь он выступает в серьёзном драматическом образе. Как хороший актёр и подобного плана для меня он себя зарекомендовал уже в «Трамвае в Париже» за два года до этой картины.
И последнее, для меня и соотечественник-белорусов, переживших две национальные трагедии (и обе в метро) с большим количеством жертв этот фильм-катастрофа особенно близок и дорог. В мае 1999 года на переходе станции «Немига» в результате давки погибло 53 человека (большинство — молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет), более 150 человек получили ранения. 11 апреля 2011 г. в Минске на станции «Октябрьская» в результате теракта — взрыва бомбы — погибло 15 человек, ещё более 200 были ранены.
10 из 10