«Метро» — один из самых ожидаемых (российских и вообще) мной фильмов 2013 года. Дождался я его и посмотрел — ожидания оправдались!
Не часто в кинематографе появляются фильмы-катастрофы, ещё реже про закрытые пространства. Не часто в российском кинематографе появляются фильмы с отличной компьютерной графикой, с грамотной игрой актёров и отсутствием какой-либо шаблонности. Но все достоинства этого фильма вряд ли уместятся.
Во-первых, спецэффекты — на голливудском уровне, ни больше, ни меньше. Годы стараний не прошли даром. Когда смотришь на то, как вода затапливает метро, как поезда метро оказываются искорёженными, кажется, будто ты сам находишься там, в тоннеле метро. Даже звуки скрежета металла, движения воды и даже эхо делают всё происходящее на экране ещё реалистичнее.
Во-вторых, актёрская игра. Настолько крупные имена (Куценко, Безруков и т. д.) не значатся в фильме, что идёт ему на пользу. Все персонажи, которых играют Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова и другие, не имеют какой-либо шаблонности. Они — простые люди, из различных слоёв общества, с различными убеждениями и различными проблемами. И, когда происходит катастрофа, эти проблемы всплывают, и если в одних случаях видно счастливое их разрешение, то в других чувствуется неопределённость. И именно таким героям хочется переживать. Абсолютно все герои не разочаровали, даже второ- и третьестепенные. Единственное исключение — Анфиса Вистингаузен, которая за весь фильм не проронила ни слезинки, не издала ни писка (может быть, преувеличиваю) — обратите внимание на актёрский лист и сами решайте, на каком уровне она пыталась играть.
В-третьих, сюжет. Он для жанра фильма-катастрофы банален — при затоплении Московского метрополитена отец-врач с дочкой, бизнесмен, спящий с женой врача, молодая пара, только что познакомившаяся, а также типичная алкоголичка — все они оказываются равны перед катаклизмом и пытаются выжить. Но для нашего кинематографа это — довольно оригинальный сценарий. И очень органично в сюжет вписывается личная драма героев.
В-четвёртых, локации. Съёмочной группе удалось с точностью до 100% воссоздать туннели Московского метро, со всеми акустическими особенностями и даже «интерьерами» (проводка, освещение, и т. п.). Отрезок между двумя (к сожалению, вымышленными) станциями, отсутствие «открыточных» локаций, и даже забитые машинами улицы и проезды бог знает где (в отношении Москвы) — необычно вообще для фильмов-катастроф, но это тоже признак оригинальности.
Всех достоинств фильма «Метро» не перечесть. Впрочем, этого было достаточно, чтобы фильм внушил гордость за отечественный кинематограф. Великолепнейший фильм-катастрофа, достойный стоять на одной полке с советским «Экипажем» Митты и вообще занять место в зале славы кинематографа России. Тем, кто любит фильмы-катастрофы, тем, кто смотрел «Экипаж», тем, кто ещё надеется на то, что отечественный кинематограф ещё можно спасти, или просто киноманам — неважно кому именно, этот фильм обрадует и не разочарует абсолютно никого. Спасибо Антону Мегердичеву, съёмочной группе и всем актёрам, что попытались хотя бы расшевелить наш кинематограф, и что эта попытка оказалась удачной. Один из лучших фильмов РФ — необъяснимо, но это факт!
10 из 10