Сначала я думала, что это по Глуховскому. Узнала, что не по Глуховскому. Потом я думала, что это российский замах на какой-никакой блокбастер. Узнала, что это российский замах на хорошее кино. Собиралась ли я бросить свою монетку в свинью-копилку с такой исчерпывающей надписью «Профит»? Да нет, в принципе. Но звон монетки прозвучал, а я смогла оценить, достиг ли сей замах цели. Что ж, по-моему, малыш Российский Блокбастер-Катастрофа стал у ростометра и уверенным штрихом отметил свою макушку на уровне надписи «хорошо». И это если не делать скидку на страну-производителя. Если делать — отлично.
Мне кажется, тем, кто считает, что Россия-матушка — последний оплот духовности и т. д., что Россия должна и может делать качественно только арт-хаус, нет смысла обращать внимание на «Метро». Равно как и тем, кто ценит оригинальность превыше всего. «Метро» банально, правда. И мысль там, по сути, одна (по-моему, как в любом фильме-катастрофе) — есть только миг. Нет, ну мы видим и типично наши славянские раздолбайство и «авось» как причины произошедшего. Но мне не кажется это главным. Важно ведь другое. Сегодня ты предпочитаешь ради своего женского счастья оставить в одиночестве ребенка (всего на утро, делов-то), а завтра можешь оплакивать его, потерянного уже навсегда. Сегодня ты убиваешь очередной день с пластиковым стаканчиком на улице, а завтра у тебя уже не будет времени ни на что-то стоящее, ни даже на этот стаканчик. Это очень и очень банально, не так ли? Что и говорить, идея о том, как ценен каждый миг и как ценны близкие люди, — мейнстрим же, фу-фу-фу. Однако в том и дело, что она не только заезженная, но еще и вечная. Мне понравилось, как она подана в «Метро». Непафосно и нефальшиво.
«Метро» первыми кадрами вводит нас в жизни героев, с которыми нам предстоит провести 2 часа. Длится это не очень долго, перемежается неумолимым «кап-кап». Либо за счет постоянных кадровых вставок с водой, либо потому что уже знаешь, что будет, эти минуты до катастрофы — минуты ожидания и нарастающего напряжения. И вот это происходит. Крушение поезда потрясающее. Его нужно видеть на большом экране. Нет смысла что-то описывать. Оно производит впечатление. Скрежет и крик машиниста сменяются музыкой. Мы не слышим криков и звуков катастрофы, но это не умаляет осязаемости происходящего. Я не знаю, как вообще в российских фильмах со спецэффектами, но здесь все просто супер и без перегибов. Выглядит как-то достоверно что ли. И снято шикарно. Почему-то у меня в памяти отпечатался кадр с осколками стекла в фокусе. Потом достаточно хорошо реализован стандартный прием создания напряжения: палец на кнопке, чтобы отключить электричество, и люди в воде — успеют ли люди выбежать на сухую поверхность, успеют ли где-то там отключить электричество, пока вода не достигла контактного рельса. Банально, но работает.
Дальше тоже все стандартно — поиски спасения группой выживших, поиски спасения чиновниками наверху. Для смотрибельности здесь просто необходимы хорошие персонажи. И они есть. Снова без открытий. Под землей: забавный пухляш, папа с дочкой, случайно оказавшийся в метро богатей (по совместительству любовник жены того самого папы), бывшая спортсменка-ныне акоголичка, и влюбленная пара, становящаяся влюбленной на глазах у зрителя. А да, еще собачка, отвечающая за мимими-эффект. На поверхности: жена-мама-любовница, корреспондент и оператор с РТВ, диггер. Все хороши. Лично я всем поверила, кому надо — тем сопереживала.
Вода, замкнутое пространство и безвыходность. Это ощущается. Я не боюсь замкнутого пространства, но вода у меня вызывает неприятие. Честно говоря, когда Денис нырял за ингалятором, мне прямо дышать тяжело стало. Не люблю я воду. Совсем. Действительно ужасна толпа. Она хуже любой катастрофы.
Короче говоря, мне кино понравилось. Ситуация с ним похожа вот на что: есть у вас ученик, который пусть не гений, но старается. И вот он на очень достойном уровне выполняет работу. Может, это и не шедевр, но качественно. И за старание оценку можно завысить.
9 из 10