СвершилосьСаркастически относясь к посягательствам российских режиссеров на лавры Майкла Бэя, идя на сеанс, я не испытывал особого воодушевления от идеи просмотра «Метро».
К концу фильма от моего сарказма не осталось камня на камне.
Если закрыть глаза на некоторые штампы заокеанской режиссуры, которых все-таки не удалось избежать, то можно безапелляционно заявить о том, что «Метро» — лучший отечественный фильм-катастрофа на сегодняшний день.
В чем успех?
ВЫБОР МЕСТА СОБЫТИЙ. Четвертая в мире по интенсивности использования, система московского метрополитена ежедневно возвращает миллионы людей в эпоху соцреализма, благодаря специфическим представлениям советских архитекторов об отделке общественных мест. В. И. Ленин, чье имя метро города Москвы и Московской области носит и сегодня, вряд ли мог себе представить драматические события, разворачивающиеся в фильме. Мы привыкли к этому виду транспорта в гораздо большей степени, чем к наземным автобусам и маршруткам. Именно поэтому поездка на метро является для большинства людей обыденным делом (конечно, только, если вы не олигарх или звезда эстрады). Аксиома, заключающаяся в том, что события фильма могут произойти в реальности с КАЖДЫМ, продемонстрирована весьма наглядно и пугающе убедительно на примере представителей отдельных слоев общества, которые не жалуют данный вид транспорта и спускаются в подземку лишь в исключительных случаях.
СПЕЦЭФФЕКТЫ. Визуализация сцен катастроф в «Метро» находится, без преувеличения, на уровне предельных возможностей голливудских гуру пост-продакшена. Вспоминать о том, что этот шедевр сняли «наши», приходилось лишь тогда, когда звучали родные сердцу, типично русские обороты речи.
МАССОВКА. В отличие от западных блокбастеров, где толпа убегает от инопланетных захватчиков или цунами организованно и с одинаковым выражением лица, смотреть реалии поведения русского человека в стрессовой ситуации было любо-дорого, как бы цинично это не звучало. Чтение книги в окружении горы трупов, жевание бутербродов по пояс в воде, неиссякаемое чувство юмора за минуту до смерти — это так по-нашему!
ИГРА. Обошлись без Гоши Куценко. Несомненный плюс «Метро». А если без шуток, все действительно на очень достойном уровне. Мегердичев подобрал актеров примерно равных возможностей, поэтому обошлось без пресловутого «перетягивания одеяла» в актерской игре.
Заглавная буква «М» красного цвета. Так выглядит успех российского фильма-катастрофы.