- Сын Саши Белого стал помощником машиниста?
(Возглас из зала)
Очередная попытка российских кинематографистов снять зрелищную катастрофу по всем канонам и стандартам американского кинопроизводства. Промоушн-кампания была проведена довольно качественно, чему свидетельствовали миллионные ожидания данной картины в кинотеатрах страны, а вот что из этого получилось в итоге, попробуем разобраться ниже.
Сразу скажу, что фильм получился неплохой, но в то же время одноразовый. Лично я вряд ли стану пересматривать его, поскольку, несмотря на свои плюсы, минусов там тоже хватает. И вообще в процессе просмотра меня не покидало ощущение, что я смотрю не русский фильм, а очередное творение Голливуда, причем в данном случае это не всегда комплимент.
Ну давайте начнем с плюсов. По моему мнению, к положительным моментам можно отнести буквально все эпизоды, связанные с крушением поезда, с кренящимися вагонами и с тоннами воды, летящими с бешеной скоростью по тоннелю. Экранного времени эти эпизоды занимают немного, но снято все это на весьма приличном уровне. То же самое можно сказать и об эпизодах, где показана страшная сила паникующей толпы, когда люди сломя головы бегут по телам друг друга. Это действительно страшная и разрушительная сила, и в эти моменты я радовался, что сижу дома в своем любимом кресле. Снято реалистично. Ну и плюс еще одна находка, которую и находкой назвать можно лишь условно, когда героиня Ходченковой, наблюдая за экстренным репортажем теленовостей, вдруг понимает, почему все это время не может дозвониться мужу и дочери. А когда она выясняет, что девочка так и не пришла в школу, для нее все становится ясно, и вот здесь она начинает истерично кричать и падать в обморок, а параллельно с этим нам показывают кадры телерепортажа с ранеными людьми, потерявшимися детьми и всеобщей паникой у здания метро. На меня эта сцена подействовала довольно сильно, хорошо сделано.
Эти плюсы можно смело отнести к зрелищной составляющей этого фильма. Но есть еще и неплохие актерские работы и, прежде всего, это Сергей Пускепалис в роли Гарина. Мне очень симпатичен тот образ, который был передан на экран этим актером. Гарин — мужик простой, но в то же время спокойный и надежный как танк. Когда вся эта каша в метро заварилась, и Гарин наконец нашел свою дочь среди кучи тел, она ему задала совершенно детский и наивный вопрос в такой ситуации. «Папа, а я сегодня в школу не пойду?». На что папа ответил, что, мол, посмотрим. Этим все сказано. Его профессия врача научила Гарина держать самоконтроль в абсолютно любых ситуациях, но при этом в нем чувствуется надежное плечо и решимость во что бы то ни стало спасти не только дочь, но и всех, кого получится. Такой вот русский мужик, и сыграно это было очень правдиво.
Анатолий Белый в роли любовника жены Гарина выглядел тоже неплохо. Эдакий бизнесмен, который привык ездить на дорогих машинах и водить баб в шикарные рестораны. Для него отбить жену Гарина — это вообще не проблема, куда там врачу районной больницы до уровня преуспевающего бизнесмена. Однако, волею случая, а именно из-за огромной пробки на дороге, он, опаздывая на важную сделку, решается ехать на метро, о чем потом еще не раз пожалеет. Таким образом, Гарин вынужден спасать людей в компании с мужиком, который трахает его жену и называет его дочь «принцессой». Ясное дело, что обстановка между ними рано или поздно накалилась бы до предела, а неверной жене в конце концов придется сделать вполне очевидный выбор. Тоже неплохая роль Анатолия Белого.
У Ходченковой вся роль сводится к тому, чтобы сначала желать развода, потом узнать о произошедшем, отыгрывать состояние матери и жены, потерявшей последнюю надежду на то, что ее дочь и ее муж останутся живы, и в конце концов попросить у мужа прощения и попытаться вернуть семью. Одну из таких сцен с ее участием я описал выше, да и вообще задача непростая, вся роль буквально на одних эмоциях и построена. Но, как по мне, этой актрисе удалось далеко не все.
Другие роли получились менее запоминающимися, разве что мне понравился персонаж по имени Михаил в исполнении Станислава Дужникова. Эдакий добряк, который просто необходим по законам жанра, так как кому-то все равно придется умереть. Иначе это уже на катастрофа. Очень обаятельный был мужичок.
Теперь что касается минусов. Ну, во-первых, это шаблонность сценария. Я постоянно ловил себя на мысли, что где-то уже это все видел. Ну судите сами. Компания главных героев чуть ли не один в один слизана с «2012» Эммериха. Там Кьюсак спасет своих детей и жену в компании с мужиком, который на тот момент был отчимом его детей. Здесь Гарин спасает дочь в обществе с любовником своей супруги. Даже маленькая собачонка, ради которой все норовят рискнуть своими жизнями, тоже была и там и там. Затем я вспомнил о британском фильме «Наводнение» с Карлайлом, где тоже главная река Лондона Темза наводняет весь город, в том числе и тоннели метро. И даже сцена, где Гарин вместе с ненавистным ему по объективным причинам Константиновым (это фамилия любовника жены Гарина) ныряют под воду в поисках пропавшей дочери, мне напомнила один из эпизодов «Посейдона», где герой Джоша Лукаса также нырял в попытках отыскать сынишку одной дамы. В общем, ноги растут отовсюду. Кто-то скажет, что таков жанр картины и изобретать велосипед тут ни к чему. Так-то оно так, но изюминки лично мне все равно не хватило.
Второй недостаток — это затянутость картины. На минут двадцать минимум можно было сделать покороче. Так и хотелось местами промотать чуть вперед. Особенно это касается чуть ли не половины сцен, связанных с действиями властей, журналистов и даже вечно плачущей матери. Как-то многовато их всех было. Но опять же это чисто мое мнение.
Что в итоге? В любом случае на фоне всякого отребья, которое выпускается как в России, так и за ее пределами, это кино вполне себе прилично сделанное. Для съемок соорудили вполне самостоятельный тоннель длиной в 117 метров, а вагоны метро использовались в фильме самые что ни на есть настоящие. Так что к постановке вопросов нет, постарались ребята. Но, как я и сказал, кино на один раз. На второй заход у меня ни сил ни желания не появится, есть фильмы и посильнее.