Групповая терапияВторой год подряд Дэвид О. Расселл на коне, и, возможно, вести разговор о каких-либо оскаровских номинациях пока рано; но лично мне его новая картина понравилась больше, чем прошлогодний «Боец», который также был мастерски поставлен и блистательно разыгран великолепным кастом. Но то была лента биографическая, что несколько ограничивало её возможности и навязывала определённые правила повествования. Однако в фильмах есть очевидная схожесть в плане режиссуры — в первую очередь это касается демонстрации «семейного сумбура» и того хаоса, который, зачастую, творится в отношениях близких родственников. Расселл сам адаптировал книгу Мэттью Куика, явно подгоняя сценарий «под себя» — и ему удалось добиться великолепного результата.
В начале мы видим Пэта (Брэдли Купер) в психиатрической лечебнице; и сразу становится понятно что он одержим мыслями о любви к своей жене, с которой они пока приостановили отношения. Произошёл довольно неприятный инцидент, и Пэту пришлось отправиться на лечение, но вот, он видит свою мать, которая сообщает ему, что власти разрешили ей забрать его домой на определённых условиях. Очевидно, что герой должен начать пытаться строить свою жизнь заново, но все его мысли лишь о жене; он перечитывает книги, которые она преподавала в школе, постоянно говорит о ней и о том, как он хочет её вернуть, не желая никого слушать и заниматься чем-то другим. Родители не слишком успешно пытаются открыть ему глаза на ситуацию, хотя, в плане психических расстройств его отец (Роберт Де Ниро) сам представляется не слишком адекватным. Посещая психотерапевта, Пэт говорит ему: «Я не больной — вот отец мой это да, а я нет», и не удивительно, потому как выясняется, что отцу суд запретил посещать стадион из-за его агрессивности. Всё это в меру забавно, Расселл не тратит время в пустую, а с первых минут нахождения того или иного персонажа в кадре заботится о тщательной прорисовке их образов и присущих характеристик. Друг Ронни (Джон Ортиз) приглашает Пэта на ужин, и жена Ронни (Джулия Стайлз) как-то ненавязчиво упоминает, что придёт также и её сестра Тиффани (Дженнифер Лоуренс), но без мужа, так как тот погиб. Тиффани также имела психологические проблемы, и, разумеется, они с Пэтом в этом отношении быстро находят общий язык, обсуждая действие различных лекарственных препаратов под нервное молчание Ронни и Вероники. Но Пэт сразу заявляет Тиффани, что женат, и его ничего, кроме воссоединения с супругой не интересует. За героями очень интересно наблюдать, потому как они оба понимают, что не совсем здоровы психически, но при этом каждый считает, что у его партнёра в этом отношении дела куда-как хуже. Пэт, по-началу, не воспринимает Тиффани всерьёз, но его психотерапевт указывает на очевидные вещи и даёт дельные советы; а в последствии Пэт и сам понимает, что общение с Тиффани может принести ему значительную пользу, правда не в том, в чём её следовало бы искать. Вместо того чтобы попытаться избавиться от одержимости женой и непреодолимого желания вернуть отношения, которые, вероятно, восстановить уже не удасться — Пэт види в Тиффани посредника, способного передать жене его письмо. Сценарий здесь очень удачно показывает, насколько упрямство может доминировать над здравым смыслом; и в какой-то момент человек становится не способным трезво оценивать ситуацию, что, в прочем, наблюдалось у главного героя с самого начала фильма. Вопрос в том, что же может помочь выйти из этого кризиса.
Несмотря на довольно объёмный хронометраж, картина смотрится легко и с искренним интересом; какие-то ходы очевидны, а какие-то весьма неожиданны — иногда предугадать, в каком направлении пойдёт сюжет довольно сложно. Ну а ближе к финалу, когда вырисовывается главная интрига, уже не на шутку волнуешься за героев, насколько удачно осуществится их план. Фильм, просто напросто, приятно и интересно смотреть. Расселлл, как автор сценария и постановщик, умело рисует яркие и естественные характеры, наполняя действие очень объёмными и эмоциональными диалогами. Здесь нет сцен, когда герои по несколько минут молчаливо смотрят в пустоту — всё очень динамично и никогда не выглядит скучным, так же как и драма здесь не выглядит тоскливой, а оставляет пространство для надежды. Юмора неожиданно много, но, самое главное, он не выглядит наигранным, потому как видно, что все шутки вытекают из абсолютно реальных жизненных ситуаций, а не создаются искусственно, и это также добавляет фильму честности. Ну а актёрские работы — это настоящий пир для киногурмана; как лидирующий, так и суппот-каст — здесь все на высоте, и думаю, достойны не одной престижной награды. В первую очередь, конечно, это касается Брэдли Купера, Дженнифер Лоуренс и Роберта Де Ниро — особенно приятно видеть последнего вновь в присущей ему форме после серии неудачных проектов. Но дело в том, что здесь действительно есть, что играть. Джеки Уивер и Джулия Стайлз также хороши, несмотря на то, что главные герои несколько перетягивают одеяло на себя и оттеняют их персонажей. Особого упоминания заслуживает Крис Такер — немногочисленные появления его героя на экране сопровождаются изрядной долей иронии.
Там, где обычная романтическая история поставила бы точку, ограничиваясь банальной мыслью о силе и пользе любви; Расселл дописывает важный и жирный постскриптум: сама по себе любовь как чувство абсолютно бесполезно, без таких понятий, как сострадание, участие и понимание. Ведь герой любил и в начале фильма — но что ему это дало? Поэтому, «Silver Linings Playbook» сколько угодно может прикидываться обычным ромкомом, у героев которого «не все дома»; но нельзя не заметить, что на самом-то деле, фильм является подлинным образцом «авторского видения», которому есть, что сказать, и он в состоянии сказать это не прибегая к банальностям и слащавостям, и обладая необходимой энергией для того, чтобы с лёгкостью увлечь своей историей.
9 из 10