Половинчатая полуправда о довоенном антисемитизмеГамбургский порт, май 1939 года. До Второй Мировой остается совсем ничего, а из Германии на Кубу отправляется последний рейс с формально вольными евреями, общим счетом 937 персоны. Почему «формально вольными»? Потому что по расчетам нацистов, неприкаянных еврейских беженцев не захочет принять ни одна страна на планете и им придется таки вернуться обратно в славные немецкие концлагеря. И уже ни одна скотина в мире не должна будет тыкать в немцев пальцев и упрекать тех в антисемитизме. Посмотрите в свой калашный ряд.
Если говорить о задумке, то лента Стюарта Розенберга (самая известная его картина «Хладнокровный Люк» с Полом Ньюманом, плюс еще через пару лет снимет знатный ужастик «Ужас Амитивилля»), основанная на буквально дословном историческом событии, сама по себе, интересна. Такая себе разновидность «Корабля дураков» Стэнли Крамера, только с более взаправдашним сюжетом. Но именно попытка следовать исторической идентичности и сгубила на корню ленту Розенберга. Режиссер в принципе не сумел правильно расставить акценты, сведя всю гигантскую по хронометражу картину, в разрозненные и никак не сочетающиеся между собой истории пассажиров «Сент-Луиса». Здесь нет объединяющей генеральной линии, если не считать, конечно, что все хотят сойти с корабля если не на бал, то точно не обратно в Германии. Кто-то здесь ругается, кто-то влюбляется, кто-то помирает, но все это подано очень атомистично и утомительно.
Кроме того, Розенберг не сумел показать главного – обличить страны Запада, и в первую очередь Штаты и Канаду, позорно отказавшихся принять 900 с копейками евреев на свою землю. Напротив, основной акцент делается на подонках из Германии и коррупционерах Кубы – дескать вот там и были главные виновники этой истории. Но в историческом срезе даже «спасители» из Англии, Франции, Бельгии и Голландии, позорно распределившие «квоты» на беженцев, являются теми еще мерзавцами. И вот все это Розенберг стыдливо обходит, создавая в геополитическом плане очень сахарный сюжет.
Впрочем, у режиссера был шанс вытянуть фильм за счет гигантского набора из звезд различной свежести и узнаваемости, но и здесь он полностью провалил свою работу. Вся публика играла в разносол какие-то свои маленькие истории, которые по итогу не складывались во что-то обобщенно вразумительное. Формально первой среди равных здесь значится Фэй Данауэй, пребывающая в 1976-м на пике своей актерской популярности. По итогу текущего года она отхватит не совсем заслуженный «Оскар» за «Телесеть», но в целом, актриса яркая и выразительная. Разве что ей постоянно не везло с вменяемыми сюжетами в карьере, если не считать только почти дебютную ленту «Бонни и Клайд». А в паре с Фэй в роли ее мужа свою неожиданно последнюю роль в кино отыграл 54-летний Оскар Вернер. Хорошо отыграл, отхватив даже за роль доктора «Золотой глобус». А вообще, очень недооцененный и недоигравший актер.
Очень левую номинацию за роль второго плана получила Ли Грант, которая годом ранее получила еще более левый «Оскар» за идиотский фильм «Шампунь». Актриса фактурная и симпатичная, несмотря на свой почти полтинник, но вот играла в карьере в основном во всяком дерьме, хотя периодически и отмечалась не очень заслуженно киноакадемиками. А вот Макс фон Сюдов в роли душевного капитана корабля Шрёдера смотрелся в фильме очень достойно, хотя его игры тоже не хватило, чтобы спасти этот фильм.
Ну а дальше только коротко перечислю, кого еще удалось идентифицировать в этом звездном винегрете. Одну из сердечных старушек, сидящих у изголовья своего умирающего тучного мужа, отыграла 64-летняя Уэнди Хиллер, которая в 1938 году покорила Голливуд блестящей игрой в «Пигмаллионе». Здесь же засветилась 50-летняя австрийка Мария Шелл, в далеком уже 1956-м году сыгравшая недурственную роль во французской «Жервезе». Из «Заводного апельсина» на роль влюбленного немецкого морячка сюда перекочевал Малкольм МакДауэлл, но после того типажа от этого актера, естественно, всегда уже будет ожидаться какая-то сумасшедшинка. А вот ее как раз и не было. Из заслуженных и забытых тут же гарцевали Джеймс Мейсон, Орсон Уэллс, Хосе Феррер и Фернандо Рей. Старики явно были не в ударе и кроме своих сравнительно узнаваемых физиономий ничего приличного привнести в кино уже не могли. А вот 36-летняя Кэтрин Росс, некогда начавшая ярко свою карьеру с Дастином Хоффманов в «Выпускнике», за роль проститутки отхватила даже «Золотой глобус». В Голливуде всегда любили одаривать наградами за падшие типажи. Наконец, сравнительно недурственно с ролью главного антагониста в ленте – нацистского подонка – справился некий Хельмут Гримм, но все же масштабность его героя не тянула на что-то особо весомое.
Материал для экранизации достойный, пусть и сложный, и из такой истории вполне возможно было вытянуть что-то сравнительно приличное. Но вот режиссер, взявшийся за проект, все же не обладает качествами, способными создать высокохудожественный продукт.
6 из 10