Впечатляет…С этой рецензией я, пожалуй, слегка запоздал. Премьера «Мамы» была полтора месяца назад, я смотрел в первый же день, поскольку очень ждал, а вот отзыв потом составить не успел. А поделиться мнением очень хочется, потому что фильм впечатлил (за неделю до этого добрался до относительно нового «Синистера», тоже порадовался, однако «Мама», на мой взгляд, явно переплюнула предыдущего оратора).
На мой взгляд, фильм относится к очень редкой категории ужасов. Здесь нет чудовищного насилия, расчлененки и тому подобной мясорубки, но при этом фильм пугает. Не вызывает отвращения, а именно пугает. Последний раз на моей памяти такое удавалось, пожалуй, «1408», вспомните теперь, сколько прошло лет. Напряжение в «Маме» начинается почти с самых первых минут и не отпускает почти до самого конца. Одичавшие девочки выше всяких похвал. На мой взгляд, именно они, а даже не сама Мама — самая крутая «пугалка» в фильме. Сценам, в которых Виктория и Лили агрессивно, по-звериному защищаются, веришь без доли сомнения. Они по-настоящему пугают своей правдоподобной игрой, хотя они всего лишь дети. Да и вся остальная, так сказать, «начинка» фильма — зрелище то еще. Признаться, до «Мамы» я думал, что смотреть ужасы в кинотеатре — пустая трата времени, поскольку в толпе народа ну никак нельзя испытать истинного напряжения. И я ошибся. Потому что с первых же напряженных минут замолчали даже самые ярые болтуны и перестали смеяться те, кто ходит на любой фильм, извините, «поржать». Может быть, подобралась более-менее приличная аудитория, но «Маме» с блеском удалось передать в зал атмосферу напряжения и держать нервы зрителей в натянутом состоянии до самого конца. Один мой хороший друг, без опаски слоняющийся по ночам по не самым безопасным районам города, часть сцен смотрел сквозь пальцы в самом прямом смысле слова, а после сеанса вопил, что я больше никогда не затащу его на ужасы. По-моему, неплохой результат для фильма ужасов.
Кто-то ругает «Маму» за некоторые, скажем так, «заимствования». Что ж, не обошлось и без них. Одна из самых запомнившихся мне сцен — когда Анабель стоит в детской и думает, что в углу комнаты сидит Лили, хотя обе девочки на кухне — явно перестроенная сцена из старого триллера «Другие» (помните, со свадебным платьем?). Да и облик самой Мамы — не плод фантазии дизайнеров, а скорее эдакий японский коктейль из «Звонка» и «Проклятия», хотя надо сказать, что коктейль этот удался.. Да, что-то заимствовано. Да, те или иные сцены снимались, похоже, под влиянием других фильмов. Но при всем при этом «Мама» привнесла и нечто новое, то, чего не было раньше. Плюс, фильм справился со своей основной задачей. Какова основная задача ужасов? Правильно, напугать. И «Маме» это, по-моему, вполне удалось.
Не могу не отметить то, что «тяжелая рука» Дель Торро здесь чувствуется. В мрачной атмосфере всего фильма, в неординарной и пронзительной концовке, в постановке проблемных вопросов, что вообще редкость для такого жанра. Заметил в некоторых отзывах оговорки о метафорах о мире мертвых и живых, диких и цивилизованных, о выборе, который в итоге делает каждый по своей или не своей воле. Что ж, не могу не согласиться, однако обсуждать эти идеи здесь не буду, поскольку это будет спойлерами для тех, кто еще не смотрел. Для них же совет: не пропустите этот фильм, если вам нравится жанр ужасов. Единственно, поклонникам кровавой расчлененки и «пыточного порно» тут явно делать нечего, знаю пару таких, они от «Мамы» плевались. Ну не их это, что поделаешь.
10 из 10