Мама Андреаса Мускетти — большое разочарование. Из такого материала и с такими активами можно было сделать действительно сильный фильм, ибо было для этого почти все: мощная идея, в основе которой брошенные дети, росшие как звери в лесу, сильный каст, талантливые оператор и художник. Но вот где не срослось, так это на этапе сценария, который, пожалуй, стоило получше проработать.
Фильм рассказывает про двух брошеных девочках — их отец сорвался с катушек, пострелял своих бизнес-партнеров и убил жену. Отчаянный, он забрал детей и поехал куда глаза глядят. По дороге он не справился с управлением, разбил машину и, не придумав ничего лучшего, отправился в лес, где вскоре наткнулся на заброшенную хижину. Здесь он решил покончить с собой, предварительно «избавив от страданий» своих малолетних дочерей. Однако хижина в лесу — столь излюбленный американскими хоррор-мейкерами и фанатами их продукции объект — и здесь оказалась населена сверхъестественным, которое, исполнив первое намерение безумного папаши, помешало ему исполнить второе. Сверхъестественное взрастило девочек и назвалось Мамой. И так бы они и жили в лесу, не зная горя, если б их не нашли пять лет спустя охотники. Тут и вспомнил про них уже успевший их мысленно похоронить их дядя, брат близнец папы, который и забрал их себе на воспитание. Девочки переехали в новую семью, но вместе с ними переехала и Мама…
Сюжет не блещет оригинальностью, но намекает на сразу несколько серьезных проблем, при «взрослом» подходе к которым можно было сделать сильный и умный фильм. Однако режиссер, будучи явным фанатом жанрового кино, сконцентрировался на нагнетании атмосферы и создании эпизодов, призванных пугать зрителя громкими звуками и страшными рожами. И пока сеньор Мускетти лез из кожи вон, стараясь самыми низменными и примитивными способами поселить в сердцах зрителей страх, пока актеры лезли из кожи вон, стараясь в предложенных обстоятельствах оправдать нелогичное поведение своих героев, из фильма незамеченным утекло главное — драма, без которой невозможен катарсис, а значит и завяленный в жанровом сегменте ужас не работает. Вместе с драмой утекла и логика.
Фильм изобилует сюжетными ляпами и белыми пятнами.
[
не говоря уже о ляпах технических, вроде съемок ночных сцен средь бела дня, которые выглядят настоящим издевательством]
Слишком многое непонятно, слишком много остается вопросов без ответов.
[
не таких вопросов, на которые вроде зритель должен ответить сам, а таких, на которые должен был бы ответить автор, чтобы не оставлять недоумения в глазах зрителя]
При чем это касается как истории Мамы,
[
которую я не стану пересказывать, во избежание спойлеров]
так и истории девочек, их папы, и занимающего главное пространство в действии фильма противостояния дяди девочек
[
точнее его девушки, внезапно к середине фильма занявшей в истории центральное место]
и Мамы. Словно на ключевые вопросы, авторы отвечают: «не важно, поехали дальше, там за углом еще один jumpscare с демонической музыкой». Хотя вроде фильм прикидывается серьезной историей о любви и взрослении, местами даже очень близко подходит к тем самым важным и насущным вопросам, но в самый ответственный момент идет на попятную, оставляя неуютное ощущение недосказанности: тема сочинения, как говорится, не раскрыта, и в полном недоумении оставляет финал фильма. О чем же это все было? И какие выводы должен сделать зритель?
Конечно, не все в фильме плохо. Главное сокровище фильма — отличный каст, главным образом в лице Николая Костер-Вальдау, Джессики Честейн и изумительных в своей органичности девочек. Без них, думаю, кино было бы вообще несмотрибельно. Но, как водится, каста оказалось недостаточно. Ведь, как известно, если у тебя на руках хороший сценарий, то даже при более-менее халтурном исполнении, есть шанс снять сносное кино. Но вот если сценарий плохой, нужно очень постараться, чтобы сделать из него хороший фильм. Мускетти, очевидно, не очень старался.