Театр на все временаФильм, более чем наполовину состоящий из документальных съемок, рассказывает о постановке пьесы Шекспира в римской тюрьме.
Тюремно-криминальная тема довольно популярна в нынешнем кинематографе, но братья Тавиани показали ее под новым углом. На первый взгляд, «Цезарь должен умереть» — это фильм о Шекспире — большую его часть занимают диалоги древнеримских героев, а накал страстей вызывают судьбы Цезаря, Брута и Марка Антония. Однако эпилог раскрывает истинное значение ленты: через классических персонажей показать личности и судьбы актеров — судьбы, порой, не менее сложные и интересные, чем у героев исполняемой ими пьесы.
На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как исполнители ролей пытаются понять своих персонажей, пропускают их поступки через себя. «О, если б можно покончить с духом Цезаря без крови!» — восклицает актер и в следующую секунду, потрясенный, обхватывает лицо руками. Ведь это и его собственная история: однажды он тоже не смог обойтись без крови.
«С тех пор как я открыл для себя искусство, моя камера стала для меня настоящей тюрьмой» — в этом фильме актеры играют самозабвенно и ярко. Их собственная жизнь с воспоминаниями о мафии и торговле наркотиками переплетается с драмой Древнего Рима, и в смешении возникших эмоций рождается «Цезарь должен умереть».
Братья Травиани сняли очень благородный фильм, что бы это ни значило.
7 из 10