«Глаз Божий», свой последний на сегодняшний день проект, Парфенов снял так, словно в документалистике он уже достиг совершенства, нехоженых троп больше не осталось, и настало время поднять планку еще выше. В результате фильм в нагрузку к информационной функции получил эстетическую, задачу не просто выдать зрителю некую информацию, но и впечатлить его. Главное новшество — вкрапление в журналистское повествование игровых сцен: диалоги между героями сюжета исполнены известными актерами. Драматизм этих эпизодов, конечно, условен, но интегрированы они очень мягко, на уровне зарубежных образцов жанра.
Другая особенность «Глаза» — высокобюджетные съемки. Удивительно: между предыдущим проектом Парфенова — «Хребет России» — и этим миновал всего год, а кажется, будто 10 лет — такой рывок в эстетике. Это касается и операторской работы, и монтажа, и спецприемов, которые Парфенов варьирует от фильма к фильму, ни разу не повторяясь. С таким размахом, как здесь, они еще не делались — чего стоит хотя бы сцена с уподоблением картин Пикассо избе, кишащей пауками.
И ведь что забавно: тема-то — история Пушкинского музея, которому всего сто лет стукнуло — отнюдь не выигрышная. И герои малоизвестные — ну, кто из нас знал до просмотра профессора Цветаева и купцов Щукина и Морозова? А смотрится с интересом! Такое ощущение, что Парфенов бросил себе вызов: взять будничное содержание и раскрасить его чрезвычайно яркой формой.
Замечание у меня только одно: слишком уж превозносится ценность авангардного искусства, а реализм, напротив, смешивается с грязью. Но это так, ремарка.
8 из 10