Леонид Парфенов — это российский аналог BBCПоймал себя на мысли о том, что
Леонид Парфенов — это российский аналог
BBC. Костюмированные драмы, современные и исторические фильмы, многочисленные сериалы этой британской широковещательной корпорации, может быть, не известны всем и каждому, но среди истинных ценителей они всегда славятся отменным качеством, детальной проработкой, своим неизменным стилем. Ровно то же можно сказать о фильмах Парфенова. Они не похожи на другие и всегда держат заданную планку.
«Глаз Божий» — это не просто
«фильм Леонида Парфенова к 100-летию музея имени А. С. Пушкина», как скупо сообщают аннотации. Это проект, фиксирующий трепетное отношение его создателей к истории России и истории искусства огромной страны. Это такой себе паноптикум, в котором умело компонуются разножанровые фрагменты: тут вам и документальное кино, и искусствоведческий подход, и театр, и авторская точка зрения.
Фильм держит зрителя в тонусе, не дает ему заскучать, потому что при всей выдержанности сюжетной линии, целостности истории, повествование не однородное. Очень выигрышно смотрятся известные фигуры прошлого в исполнении современных актеров —
Иван Цветаев (Олег Табаков), Сергей Щукин (Владимир Зайцев), Иван Морозов (Сергей Васильев), — нет сухости фактов, нет ощущения сжатого пересказа какой-то научной статьи. Перед нами живое и увлекательное кино о живых и по-настоящему выдающихся людях, формировавших культуру России.
Да, наверное, для знатоков истории, искусства, этот фильм не покажется таким уж познавательным, но для дилетантов, вроде меня, фильмы Парфенова — ценный клад, мимо которого проходить не стоит, отказывая себе в удовольствии не только посмотреть интересное кино и что-то интересное узнать, но и прикоснуться к истории и культуре своего народа.
10 из 10
P.S. В следующий приезд в Москву обязательно схожу Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.