Мысли вслухМне кажется, если фильм вызывает очень неоднозначное, двойственное ощущение, значит, он удался: он заставляет анализировать и фильтровать информацию, выбирая то, что нравится, и то, что неприятно удивляет. А в этом и состоит задача кинематографа -доносить какие-то факты, мысли, догадки и стимулировать работу мозга, заставляя людей обдумывать преподнесённое, разве нет?
«Нью-Йорк, я люблю тебя» хорош этой двойственностью. Здесь есть из чего выбирать, с чем сравнивать, чем восхищаться и чем возмущаться. «Париж, я люблю тебя» в своё время привёл меня в восторг; он получился очень простым, жизненным, но в то же время красивым, элегантным — французским. Были ли у меня похожие ощущения после просмотра «Нью-Йорка»? Честно говоря, нет, я смотрела его ровно и спокойно. Но это что, значит, что фильм плохой и «Париж» лучше? Какая глупость! Многие сравнивают «Нью-Йорк» с «Парижем», но в своих сравнениях упускают маленькую деталь: они сняты о двух разных Вселенных. Как можно объективно сравнивать непревзойдённую романтическую атмосферу ночного Парижа с раскованным (и согласитесь, таким привлекательным) блеском огней ночного Нью-Йорка? Субъективно — да, безусловно: это мне нравится больше, то меньше. Кого-то влекут эти бесконечные вереницы такси на Пятой Авеню, а кто-то спит и видит себя прогуливающимся по Шанзелизе. Стиль поведения американцев некоторым кажется вульгарным, пошлым, их ценности — в высшей степени странными и низменными, а кто-то терпеть не может самолюбивых французов, полагая, что те совершенно напрасно считают себя центром Земли. Лично я, скорее, отношусь к первой группе, и то к либеральному её крылу, но вряд ли это повод обвинять кого-то в чём-то. В конце-то концов, они не виноваты, что не угодили мне, ведь так? Субъективная оценка в зависимости от собственных вкусов, ценностей, интересов, предпочтений очень важна, но она отнюдь не является критерием для создания аксиом «это хорошо», а «это плохо».
А потому сравнивать и делать вывод, что лучше, я не буду: каждый сам решит эти вопросы для себя. Чтобы решить, нужно посмотреть. Смотреть действительно нужно, если вы поклонник американского кино и если вы поклонник кино европейского — тоже. Потому что этот фильм даёт отличную возможность либо влюбиться в американский кинематограф ещё сильнее, если вы являетесь его поклонником, либо окончательно убедиться в несостоятельности его по сравнению с кино европейским.
Теперь конкретно о фильме. Пересказывать новеллы нет смысла, поэтому просто отмечу, что мне понравилось, а что нет. Может, это поможет кому-то, кто обладает сходными вкусами, сориентироваться. Если говорить о положительных впечатлениях, то, наверное, для меня самой яркой стала новелла о французской певице и служащем нью-йоркского отеля. Уже писала выше, что весь фильм прошёл для меня ровно, так вот это единственный момент, на котором я встрепенулась, озадачилась, очень растрогалась. Для меня это лучший эпизод из всего «Нью-Йорка», хотя есть и другие фавориты: очень прелестна новелла о пожилой паре, мил Орландо Блум и его адские мучения при близком знакомстве с русской литературой, да и рассказ о художнике и девушке-китаянке, конечно, цепляет. Крайне негативное впечатление оставили новеллы про выпускника, девушку лёгкого поведения и писателя, а также про выясняющую отношения семейную пару. Я не питаю ярой нелюбви к американцам, но мне очень не нравится их развязность, открытая пропаганда непристойностей, которые в фильмах помещаются по поводу и без. Не знаю, наверное, это менталитет, самосознание особое, и в американском прокате это прошло на ура. У меня же это вызвало лишь отвращение. Ещё очень удивилась, увидев Карлоса Акосту в новелле Портман. Как балетоман балетомана, я Натали понимаю, но всё-таки зачем нужно было заставлять звезду мирового уровня воспроизводить крайне странный хореографический материал на крохотной сцене? Такое чувство, что беднягу заставили выступать на детском утреннике. Но в общем-то это нормально: в балете американцы не очень щепетильны. Эту оплошность придётся простить.
В общем и целом, могу сказать, что было интересно взглянуть и провести кое-какие параллели. С постановкой баллов затрудняюсь: вдруг окажется мало для в общем-то неплохого фильма, а может, наоборот, слишком много для некоторых вызвавших раздражение опусов? Так что обойдёмся без оценивания в цифрах, было сказано достаточно.
P.S. Ах да, совсем забыла! Я смотрела англоязычную версию, потому в рецензии отсутствуют мысли по поводу новелл Звягинцева и Йохансон. Но ради интереса обязательно их гляну: любопытно, чем они так не понравились продюсерам.