Великий муж Великой Страны или История одного князяИсторическая драма. И настало время мнения о легенде, мнения о культе, мнения о великой картине, без которой не было бы отечественного кино таким, какое оно стало сейчас, да и мировое тоже. Что в общем я могу сказать о данной картине — я ее просто обожаю, это — моя любимая отечественная историческая картина. Трудно поверить, что в этом году картине исполняется восемьдесят лет. Вы вдумайтесь — восемьдесят. Многие из нас и не доживут до такого возраста, а эта картина живет, и будет жить до тех пор, пока жива Русская Земля, и пока живы ее достойные сыны. Извините за пафос — но так оно и будет. Поскольку это безусловный шедевр, то недостатков я обсуждать не буду, ведь они касаются чисто технической части, поскольку картина снималась в те времена, когда технологии были еще далеки до сегодняшних, поэтому на это не будем заострять внимание. Разберем картину на ключевые моменты, делающие ее великой:
1. Патриотическая тема — я уже подробно касался этой темы в картине «Суворов» и более подробно говорить об этом не буду. Скажу лишь, что эта картина была первой, действительно патриотической, а не «революционной», как например «Броненосец Потемкин». Именно после этого наше кино стало таким (тогда еще советское). Картина по праву занимает первое место, и никто и никогда ее не смогут потеснить.
2. Образ Князя — он здесь такой, каким его описывают летописи — Великий муж Великой Страны, который в условиях окружения врагами (с Востока — сильные монголы, с Запада — фанатичные крестоносцы) был вынужден спасать Русь, и бить наиболее опасного противника, и он выбрал верно, поскольку крестоносцы, вдохновленные еретиками — папистами хотели нас «окатоличить» а проще говоря — завоевать наши земли, что наглядно показывает один из эпизодов этой картины. Они были нашими идеологическими врагами, которые попросту вырезали бы большинство русских людей. Монголы же были, по сравнению с крестоносцами — верхом терпимости и вежливости, именно поэтому я считаю выбор князя верным. Это спасло Русь, и помогло нам превратится из горски удельных княжеств в Великую Империю с многовековой историей.
3. Ледовое Побоище — эта картина про битву, о ее подоплеке, ее ходе, о ее последствиях, о ее выводах. Битва показана во всем ее великолепии (с учетом технических средств того времени), движение полков, стойкость русичей, решающий момент, и наконец — Победа! На битву просто интересно смотреть — даже сейчас, спустя столько лет, особенно мне, любителю исторических картин.
4. Любовь — да! В этой картине нашлось время и для проникновенной любви на фоне великих исторических событий. Это — классический любовный треугольник, два сильных дружинника любят одну скромную, и сильную духом девушку. Что интересно, развязка у этой истории оказалась очень нравственной и правильной, а не как сейчас — с плохим окончанием для кого то из «углов».
5. Смешной момент — вы не поверите, но кое что меня рассмешило — шлемы крестоносцев — это вылитые ведра. Это реально уморительно. Может тогда зрители на это и не обращали внимание, но сейчас это выглядит забавным.
Кстати, кое где читал, что кому то было жалко «бедных» священников, которые получили по заслугам. Эти «бедные» священники полоскали мозги крестоносцам, и настаивали их на уничтожение русских людей. И, что еще понравилось — это отношение к предателям. Именно так и надо с ними поступать!
Немного о главных героях:
1. Князь Александр Невский в исполнении Николая Черкасова — великий полководец Земли Русской, спасший Русь в тяжелые для нее дни. Подробно про него я уже говорил, так что я повторятся не буду, хочу лишь отметить гениальную актерскую игру Николая Черкасова. Он достойно воплотил образ великого витязя на экране — и никто до сих пор не смог его переплюнул. Видимо секрет в том, что это просто шедевр.
2. Магистр Тевтонского Ордена в исполнении Владимира Ершова — организатор и вдохновитель похода на Русь — истовый ее враг, желающий ее покорить. Хотя герой Владимира Ершова произносит не очень много реплик, все говорят его глаза и злобный взгляд, которым он «одаряет» зрителя.
3. Епископ в исполнении Льва Фенина — старый фанатик, желающий властвовать над душами «новообращенных» славян. Но после битвы — это лишь злобный старик, жаждущий спасения. Лев так же пронзительно играл глазами.
В итоге имеем просто шедевральную историческую картину великого советского режиссера Сергея Эйнштейна, вознесшим советское кино на высокую ступень, которую теперешние «режиссеры» с фанатичностью пытаются уничтожить.
10 из 10