Фильм — пропаганда «Александр Невский»Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» — советский художественный исторический фильм 1938 года о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Этот фильм относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Однако, это ледовое побоище получило незаслуженную славу. Это событие, которое произошло 5 апреля 1242 года, наделили значением гораздо большим, благодаря этому фильму. Фильм «Александр Невский» достаточно точно изображает только некоторые аспекты этой битвы — костюмы, тактика ведения боевых действий.
Музыка Прокофьева передает нам ощущение драматичности этого средневекового ледового побоища, но прочие моменты битвы, показанные в этом фильме, — чистая сталинская пропаганда. Предки литовцев и эстонцев не были карликами (Великое княжество Литовское — крупнейшее государство Европы в средние века, например), как утверждают авторы фильма, они не были также бесправными крепостными рабами. Фильм «Александр Невский» рисует некий аналог солдат РККА, противостоящих эквиваленту войск национал-социалистической Германии, напавшей на СССР в 1941 году 22 июня. Многие сцены фильмы рассказывают о нападении национал-социалистической Германии на СССР и борьбе народов СССР с немецкими оккупантами, чем о средневековой битве. Чудское озеро достаточно удалено от моря, чтобы в последние дни зимних холодов на нем сохранилось достаточно льда вдоль побережья, чтобы выдержать тяжесть вооруженных всадников. 5 апреля весна еще не наступила, когда крестоносцы переправились через озеро, чтобы встретиться с русским войском. Скорее всего, некоторые столкновения были на льду. Александр Невский не был заинтересован в войне против государств крестоносцев в Ливонии. До сих пор не найдено никаких вещественных доказательств на месте битвы, а значит этот фильм является мифологией. Эзенштейн наделил свое ледовое побоище значением гораздо большим, чем оно того заслуживает. Вместо запланированных 198 съёмочных дней Эзенштейну потребовалось лишь 115 и за досрочное окончание съёмок группе вручили переходящее красное знамя.