черный монах играет на органе баха во славу католических завоеваний мономахаЭтот художественный сатирический шедевр, наполненный глубоким фактологическим смыслом, является настоящим кино-документом о преступлениях прусско-османской хунты на оккупированной территории в первой половине прошлого столетия. Особо впечатляет образ белой крестовой армии под предводительством магистров (министров), в котором легко угадывается цыганский-казачий брест-литовский вермахт, сформированный на средства курляндских помещиков-феодалов и ведомый юнкерами-нацистами с их денщиками-комиссарами. Артисты презрительно потешаются над колониальной мифологией и варварскими культами военных князей-мародеров из геральдических скандинавских пород, которые несколько веков назад захватывали земли с населением, превращая их в свои личные рабовладельческие угодья под ничего не значащими нац-полит-вывесками. Николай Черкасов виртуозно наделяет своего мифического персонажа важными элементами реального человека своего времени — носителя фашистской идеологии власти. И символика на роскошной одежде (рукавах), в которой легко угадывается модная свастика, и воинственная ораторская манера, и гордое шествование в окружении разных знамен (намек на раздел областей националистами-интернационалистами), и пристальный взгляд пилота-истребителя на поле брани (гениальное операторское решение), засеянного труппами — это прежде всего ценная для любого настоящего историка информация, из которой складывается подлинная картина событий тех лет.. Николай Охлопков в скоморошьем образе былинного победителя один из самых запоминающихся персонажей картины.
Фильм — настоящий исторический документ, оставленный представителями театральной интеллигенции для потомков наряду с выдающимися фильмами 30-40х годов на модную тогда пропагандистскую тему тиранов-государственников и защитников отечества, культы которых, к слову, наши старые артисты развенчали, что называется, по полной. Вопреки расхожему лживому мнению голливудских завистников «о русско-советском тоталитарном кинематографе», в котором, якобы, ничего кроме идеологии и пафоса не было. В этом фильме не нужно искать подтверждения средневековых легенд, выдуманных синодскими писарями из министерства внутренних дел. Это кино исключительно о тех ключевых событиях, которые происходили в конце 30-х годов и были мифологизированы имперско-канцелярским агитпропом тем это кино и ценно с точки зрения исторической правды…