С музыкальном щитом наперевесВозможно, это самый нетипичный, загадочный и своеобразный из всех фильмов Тима Бёртона. «Марс атакует!» должен был быть снят именно в этот период карьеры маэстро.
У меня в тот период было много весьма странных мыслей — об Америке, в частности. Казалось, что вокруг все не так, а материал меня привлекал отчасти своей динамикой. Во мне бродил дух анархии, а марсиане нравились мне своей энергичностью.
Несмотря на утверждения Тима, что он и не думал снимать стилизацию под фантастические фильмы 1950-ых — именно такой картина и получилась. «Марс» стал для Тима второй подряд после «Эда Вуда» успешной стилизацией: если не по кассовым сборам, то по атмосфере и актёрской игре уж точно. Зритель, не понаслышке знакомый с оригинальными фантастическими историями 50-ых, наверняка прослезится при виде точно повторённых стилистических особенностей.
Особую трогательность картине придают наивно-романтические декорации и графика. Отображение марсиан как маленьких человечков с непропорционально большими зелёными головами, их забавная речь, похожая на кряканье, примитивное, но красочное оружие. Всё это выглядит нарочито несовременно, но вносит в ленту душевность, напоминает о связи времён.
Тим Бёртон собрал в «Марсе», возможно, один из самых звёздных коллективов в истории кино. Матёрый Джек Николсон в роли президента США. Импозантный Пирс Броснан сыграл маститого учёного. Сара Джессика Паркер как Пэрис Хилтон 90-ых. Совсем юная Натали Портман выглядит наследницей героини Вайноны Райдер в «Битлджусе». И это ещё далеко не все участники грандиозного зрелища. Каждому из них достался колоритный персонаж, с которым актёры и актрисы справляются более чем прилично.
Впрочем, некоторые из параллельных сюжетных линий вполне могли быть опущены: к примеру, пожилой боксёр или молодой патриот из глубинки. Фильм страдает от переизбытка персонажей, вследствие чего сюжет выглядит громоздким и не всегда связным. Некоторые эпизоды вообще можно было бы вырезать для сокращения хронометража без ущерба для понимания.
Смысл же этого творения лежит на поверхности: это прекрасная пародия, столь редкая для Тима Бёртона, которая иронизирует над множеством предрассудков американской нации. Некоторые из этих пороков бросаются в глаза, как желание президента США выступать от имени всего человечества. Другие же не столь значительны, как комичная сцена в трейлере, где рядовая провинциальная семья готова отдать пришельцам что угодно, но только не телевизор с любимыми сериалами.
Да, сюжет грешит несуразностями, и частенько ловишь себя на мысли, что наблюдаешь не очередной шедевр мастера режиссуры, а какую-нибудь дешёвую подделку, пахнущую нафталином. Однако разве не такого эффекта добивалась съёмочная группа? В этой устаревшей подаче кроется уважение к предшественникам и стремление обойтись малой кровью, продемонстрировав, что даже в век крупных бюджетов и сложных спецэффектов возможно снять особенную ленту, забавно подтрунивающую над соотечественниками.
Нельзя не упомянуть о хитроумном способе борьбы с марсианами. Если в оригинальных фильмах 50-ых в его роли выступала какая-нибудь земная болезнь, то в «Марсе» решающая роль в сражении принадлежит искусству. Это недвусмысленный намёк, что человечеству в любой катастрофе стоит надеяться не только на науку, но и на искусство — даже такое авангардное, как фильм «Марс атакует!».