Чапаев против поп-культуры: Почему старый герой советского кино сегодня еще жив?Нельзя сказать, что «Чапаев» — это рядовой фильм про войну. Это не идеологизированный, а идеологический манифест человеческой души, готовой воспрянуть за правое дело. Хотя картина насквозь пропитана пропагандой, ее пропагандизм нельзя назвать оголтелым. Все показанное в ней является правдой. И пропагандизм этой правды заключается в том, что он получил широкий государственный тираж.
Такие реальные герои кино, как Чапаев, Ленин, Щорс и Дзержинский заслуживают такого тиража. К сожалению, в современной российской медийной повестке все, мягко говоря, перевернулось. Элементарные понятия, которые вывел Маяковский в своей простой формуле: «Крошка сын / к отцу пришел / и спросила кроха / Что такое хорошо? / И что такое плохо?» обесценились. Жизнь превратилась в цикличное самопожирание и пожирание других.
Сегодня по центральным каналам часто героизируют людей, которые этого не заслуживают. Популярность снискивают представители криминала и чиновничьего воровского аппарата. Коррупция и грязь стали настолько повседневным делом нашей жизни, что об этом не стесняются снимать фильмы. Из таких людей делают идолов и икон современной поп-культуры. О таких «героях нашего времени» сегодня слагают былины и легенды.
Сегодняшний воздух нашей жизни очень сильно загрязнен. И такие фильмы, как «Чапаев» — это сродни свежему глотку нравственного кислорода, который стремительно иссякает. В нынешние кризисные времена спрос на этот кислород огромен. «Чапаев» в лишний раз напоминает, какими были отношения между людьми — и какими могут быть. Добродушная искренность и гуманная остроумность насквозь пронизывает диалоги персонажей.
«Чапаев» — это манифест военного гуманизма, «доброты с кулаками», которое удержало молодое Советское государство от падения вниз. Фильм подтверждает философский тезис о преобладании силы духа над материей. Только дух способен соединить элементы материи и заставить их работать вместе. Дух преодолевает сопротивление материи. Дух производит синтез материи и оживляет его. Без духа материя мертва.
Чапаева — это личность, осознавшая силу этого духа. Он готов умереть за дело революции, потому что это его личное дело, дело его народа. Фильм показал, что именно этот триединый моральный синтез обеспечил большевикам победу в Гражданской войне, сколько бы ее сегодня ни пытались исторически извратить.
Пока жива память о Чапаеве, пока такое кино не изъяли из публичного обращения, остается жива надежда на будущее — что воинственная благодать этого фильма еще может материализоваться в нашу действительность. И тогда изменится не только понятие героя, не только кино, но и вся наша жизнь.
10 из 10