петька фурмановСатирический памфлет 'Чапаев', сделанный в стиле голливудского боевика про красных индейцев и белых ковбоев, является в действительности художественным документом о преступлениях фашистского наместничества. Несмотря на идеологическую мифическую основу повествования, сюжет выстроен настолько грамотно, а представители театральной интеллигенции настолько ответственно подошли к созданию точных образов всех персонажей, что расшифровать исторические факты, заложенные в этой картине, не представляется сверхсложным. Главный герой, это не наивный малограмотный борец за идею, вообразивший себя великим стратегом, а расчетливый и коварный унтер-агент, выполняющий задание бело-прусского полковника-карателя, под пристальным насмешливым вниманием наблюдательного военспеца с курительной трубкой из кадетско-юнкерской жандармской академии.
Борис Бабочкин гениально показывает суть всех 'героев гражданской войны': все время крутит свои усы городового, хитро щурится, изображая из себя справедливого начальника, а на деле занимается совместно со старостами вербовкой хуторской молодежи в черносотенные казачьи банды и грабежом простого населения, о чем прямо говорится Чирковым в эпизоде его диалога с комдивом. А затем сбегает, как только возникает опасность для его жизни, бросив обманутых им людей на верную гибель. Чтобы затем вернуться в облике народного национального трибунного легендарного героя - 'борца с интервентами и оккупантами'. Культ Чапаев - это эсеровский колониальный миф для оболванивания населения якобы заложенными внутри общества непримиримыми социально-экономическими общественно-политическими противоречиями, сгладить которые может только жесткий полицейский порядок под видом 'народной диктатуры'. Эпизод с объяснением военной тактики на картошке - это сатирический намек на суть 'революционно-гражданских потрясений', заключающуюся в разделе между наместническими кланами оккупированной русской территории на феодальные поместья под ничего не значащими нац-полит-вывесками.