Шоколадный психотерапевтЭто очень вкусный, уютный, тонкий, светлый, гедонистичный фильм, повествующий нам историю о Виенн и ее маленькой дочери Анук. Чем-то Виенн похожа на Мэри Поппинс, для которой ветер также был средством и поводом передвижения. Но это история для взрослых — о любви, о трансформации, о смелости и о своем пути. И главным героем этого фильма стал никто иной, как Его Величество Шоколад — искуситель и провокатор, сближающий людей, раскрывающий их сердца и дающий им возможность праздновать жизнь.
О чем этот фильм?
О родовых сценариях.
О балансе традиций и индивидуальности, порядка и хаоса, консерватизма и революционных трансформаций, свободы и аскезы, долженствования и удовольствия, поста и карнавала.
О мужском и женском, о любви и страхе перед близостью.
Об умении выдерживать конфликт между своим выбором и тем, что диктует социум.
Одна из ключевых тем фильма — родовые сценарии и традиции. Мы наблюдаем историю Виенн, которая живет по заветам семейного сценария, переданным ей от матери. Этот сценарий толкает ее следовать за ветром. И ветер здесь — это прекрасная метафора. С одной стороны, это безграничная свобода. Но, с другой стороны, это образ перекати-поля, без кола и двора, вечно движимого неведомыми силами неведомо куда, непонятно зачем и для чего. Для Виенн ее кочевнический образ жизни — это «норма», она следует за ветром, чтя материнские заветы и прах. Она живет по законам не-привязанности, избегая близости и обещаний.
И эта свобода дает ей силы и право не зависеть от мнения окружающих, идти своим путем, проповедовать свои ценности и идеалы. Но вот вопрос — насколько они действительно ЕЁ, и насколько ей в этом комфортно.
Знаковым стало появление Ру. Он стал для нее силой, к которой она прислушалась, потому что он был из того же «племени» свободных странников, что и она. Он стал первой мужской фигурой, разделяющей ее ценности и картину мира. Мужская энергия, мужская сила — это то, чего не было раньше в жизни Виенн. С его появлением в ее жизни появился баланс, и появилась опора.
Мужская энергия дает женской опору и границы. Женская энергия текучая, плавная, заполняющая собой то пространство, которое предоставляет ей Мужчина. Мужская энергия — это берега для творческой созидающей силы Женщины. Виенн была волшебницей, Женщина-Весна, способная вдохнуть Жизнь в то, что замерло. Она стала своего рода шоколадным психотерапевтом. Она несла людям Радость и наслаждение в чистом виде. Она давала людям возможность и способность становится живыми, чувствовать и праздновать жизнь. Но после она шла дальше, продолжая распространять свой живительный шоколадный аромат во все новые и новые места и сердца людей.
Хочется отметить, что для майянцев, а родиной какао считается именно Центральная Америка, какао был священным ритуальным напитком, а его предназначением было — открывать сердца.
Итак, Ру внес в жизнь Виенн недостающий элемент — мужскую энергию, и помог ей услышать себя и свои потребности. Она прекрасно умела справляться, бороться, спасать и раскрывать других, но она абсолютно не умела все это присваивать и принимать в свой адрес. Она прекрасно умела отдавать, но абсолютно не умела принимать. Она была Спасателем для других, оставаясь не в силах спасти себя. Ру стал тем, кто стал спасателем для спасателя.
Её привычка отдавать, но не брать, были связаны со страхом близости, которая воспринималась ею как зависимость и привязанность. А это в свою очередь противоречило ее жизненной концепции — двигаться по велению ветра, читай внешних сил. У нее как будто бы не было права распоряжаться собой. Но на том жизненном отрезке, который мы наблюдаем в фильме что-то пошло не так. Что-то пошло по-другому.
Вообще, есть версия, что все жители городка — это субличности самой Виенн. Ру — ее мужская часть, ее Анимус, Арманда — мать, граф — отцовская фигура, Анук — ее внутренний ребёнок, Жозефина — ее тревожная, немного сумасшедшая часть. Пожилая женщина, которая ждала своего возлюбленного, который, как оказалось, погиб даже не во 2ю, а в 1ю мировую войну — это метафора абсолютно неактуальных ожиданий и сценариев. Дедуля, который в силу того, что эта пожилая женщина отпустила своих скелетов и освободила место, смог преодолеть свой страх и подойти к ней — метафора преодоления страха близости и отношений. И т.д. и т.п.
Интересен еще образ молодого священника, попавшего в зависимость от мэра города. Это метафора того, как социальные структуры подминают под себя идеологию. А еще отец Анри как представитель духовенства — это метафора Души. И когда город ожил, ожила и Душа.
А еще был Пантуфль — игрушка-кенгуру Анук. Он был единственным членом семьи, чьи потребности учитывались, поэтому Анук могла говорить о себе через него. Пантуфль — это ее воображаемый мир, территория безопасности, прообраз отсутствующего отца, создающего эту территорию безопасности.
Очень интересна метафора дверей. Незакрывающаяся дверь — это символ отсутствия права на личную жизнь, личную территорию, безопасность, приватность. А еще это способ закрыться от Ветра. Жизнью Виенн управлял сквозняк: что надуло — туда и понеслось. Дверь же — это право Виенн самой решать, как ей жить, и кого впускать в свою жизнь, а также когда и куда идти. Так что суть этого фильма именно в этой метафоре — пришел Мужчина и починил Дверь. И благодаря наличию таких «дверей» мы имеем право решать — следовать ли нам родовому сценарию или нет, и если да, то в какой мере.
Так что вот такая вот история трасформации и освобождения Виенн от родовых историй случилась в этом замечательном глубоком и вкусном фильме.
Кроме истории трансформации Виенн, этот фильм учит нас наслаждаться жизнью, быть в моменте здесь и сейчас, замечать реальность и чуствовать вкус самой Жизни через метафору Шоколада.
Традиции, ритуалы, правила, ценности, разумная аскеза — это все безусловно важно. Без них человек превращается в ветер, теряет опору и устойчивость. Но в этом фильме нам наглядно показывают, что одними традициями сыт не будешь, что если дать им волю и следовать только им, то пространство становится серым и безжизенным. Вместе с традицией и консервативными ценностями людям необходим «воздух» — удовольствие, праздник, свобода выбора. Виенн для них стала посланником удовольствия, раскрывая их души и растапливая сердца. Ру — праздничный глашатай, всколыхнувший давно забытые жителями этого города чувства радости, легкости и подъема. Вместе Виенн и Ру вдохнули в этот город Жизнь и наполнили его Любовью. Это история про баланс Порядка и Хаоса, где Порядок — это правила и структура — традиции и закон, а Хаос — это Жизнь — чувства, движение, свобода.