'Экипаж' здорового человекаЭкипаж киноклуба 'Ку!' закупился съестным, оккупировал офисный компьютер и на два с лишним часа погрузился в атмосферу полетов и авиации - в самом высоком смысле этого слова.
Начну с того, что я смотрел ремейк с Данилой-свет-Козловским - довольно проходной, по-моему. Ничего мне не запомнилось толком из того ремейка: кто-то куда-то летает, что-то взрывается, Козловский делает серьезное лицо и спасает мир. Посмотрел - и забыл.
При этом отрывки из оригинального 'Экипажа' я как-то то тут, то там выхватывал - и знал, что на серьезную долю это не фильм-катастрофа, а семейная драма, про людей.
Ну и вот тут интересный момент. По сути перед нами два фильма, разделенные для убедительности титрами. Первая серия 'Экипажа' - это целиком драма, вторая - целиком фильм-катастрофа. И если бы я не знал про мотив второй, я бы неслабо обалдел, досмотрев первую - потому что за титрами повествование резко меняется, все акценты перестраиваются, и мы получаем ну вот совсем не то кино, которое наблюдали первые час с небольшим.
Поэтому, думаю, резонно будет рассмотреть каждую серию отдельно - а потом обнять их общим впечатлением.
1 серия. Перед нами несколько летчиков - каждый со своей историей и сложностями. Один - эдакий милаха, женившийся на стерве. Второй - бабник и бобыль, подсознательно ищущий, как водится, ту, что бросит его сама. Третий - крутой суровый мужик, почти уже отлетавший свое, но слишком влюбленный в профессию, чтобы ее оставлять с холодным носом. Каждая из линий детальна, эмоциональна и цепляет - ни одну не хочется скипнуть ради следующей. Это вот прямо крепкий самостоятельный фильм - про то, как бравым пилотам непросто приходится под облаками, а не над ними. Линия Валентина - это, конечно, отдельная боль, так у меня не горело со времен 'Аферистки'. Ну и из-за того, насколько инфернальна Валентинина жена, местами не верится в самого Валентина - слишком уж он спокойно и благодушно все воспринимает; а в его ситуации даже каменное изваяние бы спилось или убежало на край света.
2 серия. Могу только представить, как смотрелась вторая серия 'Экипажа' в конце восьмидесятых. Наверное, до него советский зритель и впрямь ничего подобного не видел - и впечатление может быть сопоставимо с тем, как смотрели, скажем, спустя 30 лет '2012'. Да, сегодня спецеффекты выглядят, конечно, почти никакими - но у кого повернется язык упрекнуть за это авторов? Для тех лет сделано очень убедительно, многие сегодня с миллионными бюджетами снимают не лучше. Сама по себе драматургия катастрофы крепка, но и стандартна (хотя на тот момент, наверное, еще стойких стандартов не существовало). Героями становятся, по сути, обыкновенные люди (для понимания этого и нужна первая серия) - помещенные в специфические обстоятельства. Удивила болезненная реалистичность - в ремейке пассажиры с самолета на самолет прыгали как акробаты, а здесь нет, здесь все серьезно: хоть обмотайся тулупами, перчатки придется срезать вместе с кожей. То есть героям больно и страшно, они, повторюсь, обычные люди - но тем поразительнее выглядят их действия.
Общее впечатление. 'Экипаж' - это не один большой фильм, а своего рода диптих, в котором два элемента радикально отличаются друг от друга. Вспоминается 'Место под соснами' - хотя там триптих. Актеры играют ожидаемо блестяще, Филатов так и вообще - легенда и Бельмондо. На выходе у зрителя остается сложное впечатление - по-хорошему сложное именно что из-за неоднородности материала. Отдельно воспринимаешь первую серию, отдельно вторую, впечатления смешиваются в некий 'коктейль' - который потом можно долго разбирать на составляющие, обдумывать, анализировать.
Мощное кино. Вот умели ведь!