Фантастика ХХ-го векаСовершенно закономерно, что расцвет мировой фантастики (как в кино, так и в литературе) пришёлся именно на ХХ век. То ядерную бомбу создатут, то в космос полетят, то на Луне высадятся, а то и вовсе компьютер изобретут… И если рассказать человеку прошлых веков про полёт в космос и на Луну будет, относительно, не так уж и трудно, да и про ядерное оружие растолковать можно, то вот объяснить сущность и особенности компьютерной техники будет, наверняка, сложнее всего.
Таким образом, абсолютно закономерно, что вслед (или даже предвосхищая) за этими этапными событиями в истории человеческой цивилизации мировая литература обогатилась, среди прочих, такими именами, как Джордж Оруэлл, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Станислав Лем, Аркадий и Борис Стругацкие, Филип Дик, а мировой кинематограф обогатился, среди прочих, такими именами, как Стэнли Кубрик, Андрей Тарковский, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Джон Карпентер, Терри Гиллиам, Ридли Скотт и… Джеймс Камерон.
Магистральные темы великой фантастической одиссеи ХХ века ярко и незабываемо отображаются в первом (как автора и полноправного создателя) фильме Джеймса Камерона: ядерная война произошла, очевидно, из-за неразрешимых политических, экономических и социальных катаклизмов (конкретно, из-за гонки вооружений — кошмарного порождения Холодной войны); из пепла ядерного огня восстали машины — один из главных символов технического прогресса человеческой цивилизации ХХ века; начало сюжету положило перемещение во времени (великая тема мировой фантастики, вышедшая на общечеловеческий уровень ещё в конце ХІХ века благодаря творческим гениям Марка Твена и Герберта Уэллса); красный глаз Т-800 был рождён мировым кинематографом ещё в 1968 году, и его последними словами были ужасное признание в смертельном страхе, жуткое осознание омертвения сознания и гениальная в своей абсолютной противоестественности песенка о счастливой семейной жизни с Дэйзи Белл…
А вот у Сары Коннор счастливой семейной жизни не будет. На примере её образа Камерон впечатляюще продемонстрировал каким образом фундаментальные вселенские историко-философские вихри врываются в личную, с таким большим трудом и трепетным старанием обустроенную, жизнь так называемого «маленького человека», этого необходимого элемента цивилизации и вечного персонажа мирового искусства. А то, что этот крохотный человечек не ломается под колоссальной мощью обрушившейся стихии, не забивается в угол, умоляя об избавлении от ворвавшегося в его жизнь кошмара хоть путём краха всего известного ему мира, хоть даже путём собственной смерти, а, так или иначе, взваливает эту инфернальную ношу на свои смертные плечи и несёт, тащит, волочит её из последних сил, и даже после того, как они неизбежно кончатся — придаёт этому фильму гуманистический заряд грандиозной силы и невероятной глубины трогательности, навечно отводя ему место среди величайших произведений не только научно-фантастического жанра, но и всего культурного наследия человечества…
… И этот мотив уже очень сильно напоминает двух хоббитов, бредущих «за пределами бесконечности» к Роковой Горе (гидравлический пресс в первом «Терминаторе» и чан с расплавленным металлом во втором), чтобы произвести тот же самый процесс уничтожения — «terminated». И хотя жанры этих великих историй различны, но един век, их родивший — ХХ-тый.
10 из 10