Пацифизм Джеймса КэмеронаКаждый раз при перепросмотре старых фильмов замечаешь что-то новенькое. В 'Терминаторе', если подумать, не так много хитросплетений чтобы удивляться чему-то. Но в последнее время фильмы 2010х оставляют впечатление замудренности. Это и создание супер Вселенных, и амбициозность проектов, и нагромождение идей.
'Терминатор' фильм довольно простой. Но, как говорится, на всякого мудреца довольно простоты.
Простой фильм, как правило, дает эффект при хорошей игре актёров или их харизматичности. Здесь у актеров не отобрать этого. Вообще фильмы 20-30 лет назад на этом и держались.
Спецэффекты здесь составляют восковые лица и нарисованные молнии. Невелик набор для фантастики.
Но я не об этом. На самом деле меня, в этот раз, очень тронула простая история 'Терминатора'.
Да, конечно, первый фильм является и самой сильной картиной, но и обнажает слабости сиквелов. Ту самую пресловутую цепь между прошлым и будущим. Это предопределяет следующие фильмы.
Но также этот фильм дает главный ответ и главную причину неудачи Генезиса и Темных судеб как альтернативы.
Так в чем же она, простая мудрость первого Терминатора?
Для этого обратимся к истории создания фильма. Он создавался под впечатлением от Холодной войны. Ядерная война здесь главный враг (что покажут в других фильмах). Роботы это скорее символ ужаса и того, что будет после.
Кайл спасает девушку из прошлого и рассказывает ей свои кошмары. И в самом конце фильма Сара говорит о времени, что у них было, как о самом дорогом моменте. Фотография также отсылает нас к тому самому мгновению.
То есть и Кайл, и Сара ставят во главе всего именно этот краткий миг мира. Именно поэтому первый фильм будет сильнее всех остальных. Потому что это мгновение важнее Джона и роботов.
Как я написала в названии рецензии, Кэмерон довольно явно показывает идею пацифизма в сюжете 'Терминатора'. И это не единственный случай такого подхода. 'Аватар' также дублирует это, хотя более откровенно.
Сейчас, после перепросмотра, мне кажется, что это действительно шедевр. Не в плане эффектов или экшена. А потому что за всеми сиквелами, многочисленными роботами и сражениями против них, мы как бы забываем вот этот первый фильм, первое мгновение и счастье героев.
Не лучшая ли это пародия на жизнь? Где за повторяющимися тяготами, негативом и глобальными проблемами, мы не ловим те самые моменты. Вот же они, это дерево, улица, ветер, близкие люди...
PEACE