Это лишь второй фильм Джеймса Кэмерона, в котором уже можно в отдельных сценах почувствовать руку будущего мастера. В то же время общее впечатление от этой работы лично у меня осталось невысокое. Может, тому виной сиквел, который я посмотрел вперёд оригинала, и в котором привлекали не только динамичный сюжет и отлично снятые экшен-сцены, но и философские изыски, а Арнольд Шварценеггер сумел сделать своего героя-терминатора привлекательным для зрителя, так что в финале не только герой Эдварда Ферлонга, но и кое-кто из зрителей прослезился, наблюдая, как терминатор медленно погружается в расплавленный металл. Но вот сравнивая оригинал именно с первой частью, никак нельзя не выразить недоумение — а что тут, собственно, такого особенного. Для начала можно сказать, что, исключая отдельные сцены, снят фильм абсолютно в анонимном стиле и своим визуальным рядом ничуть не выделяется на фоне прочих боевиков и триллеров 1980-х гг. Я видел «Терминатор» много лет назад, и сколько прошло времени с тех пор, ни разу не захотел пересмотреть, ни в целом, ни какие-то частности, не испытываю относительно оригинала никаких эмоций и мне он представляется в большей степени ученической работой, лишь немного лучше дебюта Кэмерона «Пираньи 2: Нерест». Зато потом Джеймс Кэмерон действительно удивил зрителей хоррор-боевиком «Чужие». Поверьте, я ничуть в свое время не пожалел, что не пошёл на предсказуемые выборы, а в который раз решил посмотреть классический сиквел «Чужого». Думаю, не нуждается в представлении и фантастика «Бездна», которую не заслонила в зрительской памяти и весьма удачная экранизация романа Майкла Крайтона «Сфера». Очень успешен ремейк французской комедии «Правдивая ложь», где комедийные ситуации особенно забавны учитывая могучий внешний вид героя Шварценеггера, совершенно беспомощного в личной жизни. А экшен — ну это классика на века. Так вот, все эти фильмы никогда не претендовали на статус шедевров мирового кино, но почему-то именно «Терминатор» им признан. Мне это непонятно, также как неясно что такого хорошего видят те же критики в комедийном боевике «48 часов». Наверно, это лишний раз свидетельствует в пользу того, что оценки субъективны, а люди чаще выделяют именно те фильмы, которые сыграли какую-то роль в их жизни.
Пожалуй, наиболее удачно лицействуют Лэнс Хенриксен и Линда Гамильтон, точно передающие характеры своих героев. Майкл Бин играет не намного лучше Шварценеггера, а тот выполняет свою работу на автомате. И сейчас, смотря оригинал, даже может показаться забавным призванная пугать сцена появления Терминатора в прошлом. Очень точно, по-настоящему талантливо она оказалась спародированной в 5 части, так что прямо ждёшь появления старенького Терминатора. «Мне нужна твоя одежда. / Она тебе не понадобится».
К слову, «Киборг» Альберта Пьюна мне представляет куда более увлекательной лентой, особенно если учесть, что у Пьюна не было такого бюджета. Зато тот фильм удачно сочетает драматические сцены с постапокалиптическим антуражем, а распятие на кресте Жан-Клода Ван Дамма, словно аллюзия на Голгофу, запоминается больше, чем весь «Терминатор» вместе взятый.
Спору нет, «Терминатор» вовсе не халтура и вполне достойно сделан. Но качественная кинематография не главное. Даже развлекательный фильм должен трогать зрителя, если не драматическими элементами, так хотя бы экшеном или фантазией. Тут ничего этого нет. Всё похоже на множество других боевиков тех лет, не столько по сюжету (он по-своему оригинален, не спорю), сколько по исполнению. Мне второй фильм Кэмерона представляется таким же перехваленным, как и «Кобра» Сталлоне, напрасно пытающаяся быть «Грязным Гарри» 80-х. Как бы ни злословили некоторые относительно другого боевика Косматоса, «Рэмбо», а он куда круче. И редкие драматические элементы фильма по сценарию Кэмерона стоят всей «Кобры» вместе взятой, где якобы анализируется феномен насилия в городе.
Пожалуй, лучшей сценой «Терминатора» стоит признать расстрел полицеского участка, хотя, если вы видели фильм Карпентера «Нападение на полицейский участок», то и она вас ничем не удивит. Лично мне очень не хватало какого-то стиля, правды характеров, так, чтобы я, как зритель, действительно проникся историей и поверил, что Сару Коннор непременно нужно спасти, иначе мир погибнет. И, безусловно, неплохой актёр Шварценеггер, ироническим к себе отношением по стороны интеллектуалов, как к горе мышц без мозгов, обязан именно «Терминатору», ведь он чересчур буквально понял свою задачу сыграть машину. Поэтому не удивляйтесь, что для многих мальчишек, терминатор — это тот, из сиквела, а вовсе не консервная банка из оригинала. Я даже не помню, как его победили. А ведь финал в экшен-фильме, по идее, должен особенно запоминаться.
6,5 из 10