Очередная порция качественного «психоанализа для бедных»Фэнтези и научная фантастика, как и фильмы любого другого жанра, имеют дело с остранением. Некоторые житейские сюжеты, знакомые каждому, мы воссоздаем в воображении, украшая их выдуманными подробностями — потому что без прикрас думать о них слишком больно.
Обдумывать подобные сюжеты нам помогает игровое кино. Этот формат искусства дает возможность перерабатывать, обдумывать и творчески пропускать через себя истории, которые причиняют боль.
Житейский сюжет, рассказываемый в «Терминаторе», рассказывают и многие другие фильмы, например «Дитя человеческое», «Серпико», «Планета страха» и даже второй сезон «Бандитского Петербурга» (перечислять можно долго). Он таков: мужчина и женщина находят друг друга, рождается ребенок, мужчина исчезает. И дальше за работу берется кино-фантазия: нужно объяснить ребенку, почему нет папы, куда же он ушел.
«Терминатор» Кэмерона прекрасно справился с этой задачей — рассказать нам историю, которая известна всем и каждому, так, чтобы зрителям понравилось и чтобы дети, растущие без отца, получили свою порцию «психоанализа для бедных», как кем-то когда-то был назван кинематограф. Как пишет Мазин в книге «Сновидения кино и психоанализа», кино выполняет субъектообразующую функцию. Это значит, что детям, которые растут без родителей, «Терминатор» позволяет сформировать личную мифологию, которая нужна любой психике — в нашем случае это мифология жизни и приключений родного, но неизвестного отца.
Добавьте сюда собственно кинематографические достоинства фильма, то, что и сегодня, в 2016 году, его смотришь на одном дыхании, и то, что сегодня уже осознаешь, что это настоящий культурный феномен. Тем не менее многие спецэффекты уже устарели, а Шварценеггер в этом фильме хоть и хорош, но видно, что образ киборга-убийцы он освоил еще не полностью и ему не хватает опыта (образ этот он доведет до совершенства в 1991 году, в фильме «Терминатор: судный день»).
8 из 10