В Лос-Анджелесе в результате двух вспышек «шаровых молний» обьявляются два с виду человека. Оба ищут некую Сару Коннор, но один из них терминатор, который должен убить будущую мать будущего лидера сопротивления захватившим мир в не таком уж далёком будущем машинам.
А второй должен ее спасать…
Фильм, который сделал Джеймса Коннора… тьфу! Кэмерона! звездой и начал карьеру Шварценеггера как суперзвезды. Задним умом понимаешь, что Кэмерон в этой истории, конечно, главный демиург. И в первую очередь с точки зрения мифологии, им созданной. И парадоксы отцовства, и ядерная катастрофа, спровоцированная внутренней логикой, а не злобными террористами, советами или кем-то там ещё из относительных человеков, и мимикрия зла, и солдаты, которые нам ещё понадобятся — все это мастерски вплетено в канву фильма. Наконец, эстетика индустриального, антиприродного начала, вернее, как раз наоборот — апокалипсиса — воспроизводится с удивительной настойчивостью. Недаром оба терминатора (3,4,5-й фильмами, скорее, не являются) заканчиваются в совсем уж классическом индустриальном антураже. Впрочем, как раз Судный день противопоставляет жидкого монстра почти благостному ретро. Кэмерон слегка завуалированно, но почти вопит — назад в прошлое, которое не так страшно. А если учесть его интерес к экологии, то он почти Жан-Жак Руссо с его Назад к природе. В крайнем случае к человеку. Несмотря на жанр, молодой тогда ещё кинематографист явно исповедует гуманизм в сочетании с пацифизмом. Все ж таки человек борется с машиной во имя своего будущего…
Но это если глубоко копнуть. Но есть и сугубо киношные прорывчики. Во-первых, хороший сценарий — ни одной лишней сцены. Это хоть и экшн, но передышки в действии не оставляют зрителя в недоумении — режиссёр милостиво и неглупо обьясняет, как двое ребят попали в прошлое, почему именно Кайл стал избранником для спасения и простую и давнюю историю про девушку, которая кредитку в руках удержать не может, а потом спасает человечество. В общем, и последние станут первыми — это про Сару Коннор. Кстати, продолжения последовали именно благодаря деталям, создавшим ту самую мифологию Терминатора.
Но всё-таки главное — это фантастический темп фантастического боевика, построенного по законам триллера. Видно, на что потрачен каждый доллар, и действие не прекращается ни на секунду. Кэмерон как никто чувствует ритм — нет никакого разбега, провисаний и, на первый взгляд, даже нет логических нестыковок. Да и триллер создаётся не нагнетаемым саспенсом, да и вообще не фактором времени (длиной кадра), а фактором места и предмета — будь то полицейский участок, мотель, машина, мотоцикл, гидравлическая автоматика или автостоянка. И вроде как развитие идёт линейно — она бежит, а он всегда сзади (ему ведь почти не дано предвидеть и предугадать, зато есть невиданная для людей целеустремленность), а страх жертвы передаётся зрителю… Страх не неизвестности, а напротив — известности смерти. Почти неизбежности. Так что даже финал не даёт надежды и успокоения. Ещё бы! Полтора часа хронометража ее не было, так что хэппи-энд в любом случае ощутить трудно.
Наконец, каменное лицо Арни с его I`ll be back более нигде не было таким зловещим.